Сказание о городе Анжи
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Анжи–арка – самый старый район Махачкалы, именно с него начиналась застройка города. Считается, что ранее на этом месте находился древний город, о котором говорится в произведении «Анжи–наме». Быть может, камни из крепостных стен Анжи послужили материалом для постройки домов на узеньких улочках современной Анжи–арки.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]В эпоху раннего Средневековья Хазарский каганат обладал огромными территориями на Кавказе, Дону, в Крыму, это было государство с развитой политической системой, сильной армией, экономикой и самобытной культурой. Однако после 150-летней войны с Арабским халифатом, ареной которой послужила территория современного Дагестана, раздираемый междоусобицами каганат пал.
«Анжи-наме» посвящено осаде и трагической гибели в это жестокое время крепости, находившейся на территории современной Махачкалы. Его автор – историк XVIII века Кадыр-Мурза Амирханкентли. Это произведение героического характера, в котором в качестве героев наряду с реальными людьми выступают языческие боги: Тенгири, Алав – бог огня, Авамчы – бог лесов, Камари, Сангар – бог охоты. Образы врагов в сказании воплощены в образе дэвов – враждебных людям существ, ведь в сказании не могли сохраниться в качестве врагов образы арабов-мусульман, так как впоследствии население приняло ислам.
Рукопись «Анжи-наме» в начале 60-х годов XX в. в личной библиотеке местного библиофила Пайзуллы Кадиева из Кяхулая обнаружил известный литературовед Салав Алиев. Большая роль в изучении и переводе с кумыкского языка «Анжи-наме» принадлежит профессору Абдулхакиму Аджиеву.
«Анжи-наме» (или «Сказание о битве при Анжи») рассказывает про хазарский средневековый приморский город, павший под натиском арабских войск. Известен он начиная с VII-VIII веков. В хронике «Дербенд-наме» так описывается Анжи: «Это город очень большой и очень сильный: с одной стороны он омывался морем, с другой примыкал к горе. Так хорошо укрепленный природой, он еще окружен стенами, не терпел недостатка в продовольствии и постоянно храбро сражался». «Дербент-наме» рассказывает нам, что были соединены две тысячи повозок «и воины ислама, двигая их перед собою, воспользовались ими для взятия города штурмом». Разрушенный город под названием Инжи-кенд в XII в. упоминает и Махмуд Кашгарский. Петр I во время Персидского похода отмечал, что, не доходя до Тарков версты за три, «сохранились фундаменты великого города, от гор даже до моря». Об этом же писали в XVIII веке и академик Фальк: «Анжи суть развалины большого города на берегу Каспийского моря ниже Тарки. Здесь были видны остатки каменной стены и каменных домов», и немецкий востоковед, путешественник Клапрот: «В трех верстах севернее селения Тарки виднелись на некотором расстоянии друг от друга три стены из камня, протянувшиеся от гор к морю и служившие защитой расположенному между ними древнему городу».
Археологические находки подтверждают сведения исторических хроник и путешественников о существовании средневековых укреплений в районе современного города Махачкалы, который дагестанские народы продолжают называть древним именем Анжи-кала. Были обнаружены остатки двух мощных крепостных стен, тянувшихся от горы Тарки-тау до моря и ограждающих огромную территорию древнего города, описанного в «Анжи-наме».
Итак, «Анжи-наме» повествует, что правителем города Анжи был бий батыр Карткожак. У него было трое сыновей. Старший из них, Темиш, предал свою родину и возненавидел своего младшего брата Айбека. Главной причиной его ненависти была любовь к прекрасной Айкыз, сестре знаменитого грузинского батыра Исака. Но сердце свое Айкыз отдала отважному Айбеку. Когда на город напали арабы, отец проклял Темиша, перешедшего на сторону врага. Сражения вначале происходили на окраине, а затем и в самом городе. Войско врага, его конница и пехота окружили высокие стены. Город был объят пожаром, пламя бушевало и на том месте, где спрятались женщины с детьми. К соседям были посланы гонцы с просьбой о помощи, но помощи все не было. В битве геройски погиб защитник города Айбек. В произведении описывается, как легендарные нарты во главе с богами Алавом и Авамчы поспешили в путь на помощь жителям Анжи. Верховный бог Тенгири решил погубить город и всячески пытался помешать идущим на помощь нартам. Однако нарты все-таки добрались до Анжи и вынудили арабов отступить. Враг был обессилен, однако Темиш указал изнывающему от жары войску место, где протекает вода. Утолив жажду, враги возобновили штурм. Хотя жители Анжи бились героически, сил защитить город у них не хватило, и он был захвачен. Предводитель неприятельских войск дал предателю Темишу тысячу золотых динаров и назначил его диванбеком (правителем) разрушенного города.
Оставшиеся в живых защитники Анжи смогли укрыться в крепости, расположенной на крутой скале. Смогла спастись и Айкыз. Когда враги иными путями не смогли войти в крепость, они решили уморить укрывшихся голодом и жаждой, а также развели большие костры, чтобы удушить их дымом. Айкыз поняла, что от богов помощи ждать больше не приходится и решила пойти на хитрость, написав письмо Темишу, в котором она обещала стать его рабыней, если он даст двухдневную передышку осажденным. За два дня Айкыз тайно, через труднопроходимые леса вывела всех людей из крепости в города Ирган и Балх.
На третий день Темиш вошел в крепость. По приглашению Айкыз он вместе с нею поднялся на самую высокую башню. Усыпив бдительность Темиша, Айкыз схватила его и вместе с ним бросилась вниз, отомстив предателю ценой своей жизни.
Так заканчивается сказание о древнем городе, о прекрасной и смелой Айкыз и двух братьях – герое Айбеке и предателе Темише.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]