Махачкала

Невеста по–дагестански

16:54  22.03.11
0
19

Вступление в брак издавна сопровождалось различными обрядами. Большинство из них были связаны с религиозными представлениями и имели магический смысл – защитить молодых от злых духов и порчи. Немалую роль в этом играл и традиционный наряд невесты.

Женский свадебный костюм – одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической защитной силе металла. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде использовались преимущественно серебряные украшения.
К примеру, свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2–3 спереди, а иногда и на спине. Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра. Подвижный слой металла скрывал фигуру девушки, придавал ей особую монументальность и величественность. Главная функция серебряных украшений – защитить, скрыть от сглаза, злых духов. Эта традиция прослеживается в женском костюме и у других горских народов, в частности, у лакцев, даргинцев.
Интересно и свадебное головное украшение «таял» женщин из сел. Гергебиль, состоящее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из монет. Пластина украшена растительным орнаментом с розеткой в центре. Свадебные украшения по обряду надевались лишь один раз в жизни, и спустя определенный период (3 дня, 40 дней или до рождения первого ребенка), который устанавливала семья жениха, снимались и хранились в сундуке, как приданое дочерей. Роскошь, высокая стоимость этих украшений обусловлены значением свадебного обряда как перевода девушки в более высокий статус замужней женщины. Одновременно украшения выполняли и обереговую функцию.
В Южном Дагестане невесты надевали свадебное головное украшение «къукъем». Оно состояло из центральной пластины в форме стрельчатой арки, к навершию которой крепятся круглая бляшка и по 2–4 цепочки по бокам, украшенные позолотой, множеством разноцветных вставок из стекла и плотной бахромой из мелких подвесок в виде восточных огурцов. Важен тот факт, что его надевали поверх платка, закрепляя эту конструкцию с помощью крючков.
Кубачинская невеста надевала платье из восточной парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» – их число могло доходить до 25, различные украшения – серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, нагрудные подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери.
Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених. В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу. Современные женихи, следуя древним традициям, по-прежнему преподносят своим избранницам дорогие шубы в качестве свадебного подарка. Непременным приложением к свадебному платью невесты были украшения: пояс, кольца, коралловые ожерелья. До рождения первого ребенка женщина одевалась значительно богаче других членов семьи.
Свадебная одежда шилась из ярких, красочных тканей, цвета тоже имели свое значение. Белый, красный и черный цвета господствовали в свадебных церемониях, из таких тканей шились одежды невест, жениха и их родственников. Белый цвет в нарядах, связанных с семейным бытом, в последующем стал символом радости и чистоты, красный – очищения, благополучия, плодородия – господствовал в одежде, а черный служил для умилостивления духов предков.
В нашей республике особенно чтят древние обычаи, которые позволят сделать свадебную церемонию еще более оригинальной и романтичной. И хотя современная эпоха диктует новые правила и традиционный костюм все больше уходит в прошлое, в музейные фонды экспозиции, многие невесты выбирают себе подвенечный наряд именно в национальном стиле. В национальных костюмах замуж выходят кумычки, ногайки, лачки, даргинки и другие невесты. Правда, традиционный костюм надевают, как правило, на определенный этап свадебной церемонии, после чего новобрачная облачается в ставший ныне традиционным европейский костюм – с белой фатой и пышным белым платьем.
Так, балхарская невеста, большую часть костюма которой украшают серебряными изделиями, оберегая невесту от сглаза, и сопровождающие ее женщины традиционно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты.
Не забыты традиции и в старинном селе Кубачи. Все кубачинки замуж выходят непременно в национальной одежде, в такие же костюмы наряжаются и подружки невесты и ее родственницы. Так же, как и 100–200 лет назад, сегодня на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха. Четвертый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок принято давать выкуп.
Конечно же, современная мода диктует свои правила, в нашем практичном мире национальные костюмы носить неудобно, да и не нужно. Но ведь, чтобы сохранить лицо народа, надо сохранить его обычаи. Поэтому особенно приятно, когда наша молодежь старается не потерять свои корни.
История некоторых
свадебных традиций
Брачный контракт
Заключение брачных договоров восходит ко временам вавилонского царя Хаммурапи, один из законов которого гласил, что «если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена». Договоры писали клинописью на глиняных табличках.
Оповещение о помолвке
Король франков Карл Великий таким образом уменьшил количество браков между кровными родственниками. Дело в том, что в VII–VIII веках были чрезвычайно распространены случайные связи. И зачастую полюбившие друг друга не знали, что они брат и сестра. Поэтому глашатаи повсеместно сообщали об их обручении, чтобы если кому-то было известно об их родстве, человек мог сообщить правительству.
Выкуп невесты
В древности самой распространенной формой брака была «покупка жены». Когда денег еще не было, и за все платили скотом, невеста стоила от одной до двадцати овец или коров. Есть и еще более древние истоки этой традиции. Когда люди жили племенами, во избежание кровосмешения жених должен был выбрать жену из другого племени. Но так как чаще всего они были врагами, то жениху почти с боем приходилось отбирать невесту. На пути жениха и его помощников родные невесты устраивали разного рода ловушки,
которые и нужно было преодолеть удальцу.
Свидетели
Звать свидетелей на свадьбу повелось из Древнего Рима. На церемонию принято было приглашать десять подружек невесты и друзей жениха для того, чтобы отогнать злых духов. Девушки одевались в облачения невесты, а парни – как жених, таким образом запутывая духов, чтобы они не смогли причинить зла молодоженам.
Фата
Настоящим символом целомудрия, как считали древние римляне, на самом-то деле является фата. Девственная невеста прятала лицо под фатой от глаз нечистой силы.
С крестовыми походами традиция перенеслась и в Европу, где до этого невесту
отдавали жениху в белоснежном покрывале.
Марш
Два традиционных марша, сопровождающих каждую свадебную церемонию, казалось бы, всегда были ее обязательным атрибутом. На самом деле только в 1858 году английская принцесса Виктория, хорошо разбиравшаяся в искусстве, сама подбирала музыку для свадебной церемонии. Итог: марш «Свадебный хор» из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и свадебный марш из симфонической увертюры «Сон в летнюю ночь» немецкого композитора Якоба Людвига Феликса Мендельсона-Бартольди. И до сих пор невеста идет к алтарю под первый марш, а второй сопровождает молодоженов, покидающих церковь.
Гудки
Каждый из вас не раз слышал, как гудит свадебный кортеж. И это тоже не шалости разгоряченных водителей, а дань древней традиции. Суеверные люди, верившие в темные силы, пытались оградить новобрачных от их вредоносных чар. Пугали их криками, громким шумом и ором.
Кольца
Обряд обмена кольцами предположительно зародился в Египте. Круглая форма кольца означат вечную любовь и нескончаемое счастье в семье. Докопаться до истоков происхождения этой традиции так и не удается. Другие историки, например, утверждают, что этот обряд уходит корнями в те времена, когда готы и гунны
удерживали похищенных невест в кандалах. Кольцо, как символ помолвки, появилось у англосаксонцев. Жених, обещая жениться, ломал какую-то свою дорогую вещь, половинку которой отдавал невесте. Знатные люди часто распиливали золотой слиток, а позднее появились сами кольца. В 860 году Папа Римский издал указ, согласно которому кольцо объявлялось обязательным атрибутом помолвки, подтверждением намерения жениться. А обычай носить кольцо на безымянном пальце придумали древние греки, утверждавшие, что «вена любви» идет от безымянного пальца прямиком к сердцу.
Свадебный торт
Присутствует на церемонии как символ изобилия. В Древнем Риме свадебный пирог разламывали над головой невесты, а крошки подбирали гости. Считалось, что они приносят удачу. Правда, существовал и такой обряд, когда крошки кидали в невесту, чтобы она была плодовита. В средние века англичане приносили пироги с собой на свадьбу и нагромождали их в центре стола. Жених с невестой должны были поцеловаться над ними. Роскошные многоярусные торты появились в XVII веке. Придумал их некий французский повар, который ужаснулся, увидев нагромождения пирогов на столах англичан, но в то же время почерпнул идею ярусов.

16:54  22.03.11
0
19

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *