На взлете…
Не первый месяц тема дальнейшей судьбы компании «Авиалинии Дагестана» (SE Airlines) является предметом оживленной дискуссии.
Для того чтобы ответить на интересующие широкую общественность вопросы, корреспондент «Проджи» встретилась с новым руководителем авиакомпании Жабиром Абакаровым – человеком, пришедшим сюда неслучайно.
Почти 40 лет он посвятил работе в «Авиалиниях Дагестана», пройдя путь от второго пилота, а затем командира авиаэскадрильи, до первого заместителя гендиректора.
– Жабир Акбарович, в начале интервью хотим поздравить вас с назначением на этот важный и ответственный пост! Первый вопрос такой: недавно вы официально объявили о разделении «Авиалиний Дагестана» и международного аэропорта на две независимые структуры: авиакомпанию и аэропорт. С какой целью это делается?
– Решение правительства РФ, в соответствии с государственной программой развития российской авиации, предусматривает разделение авиапредприятий на авиакомпании и аэропорты по всей России. До этого времени фактически мы одни оставались неразделенными. Мировая практика показала, что аэропорт как естественный монополист должен обеспечить свой основной доход за счет авиарейсов авиакомпаний, которые пользуются его площадкой и услугами. А когда все это вместе, как у нас, то доходная статья аэропорта являлась расходной для авиакомпании. Теперь нам придется рассчитывать лишь на свои силы, выживать в условиях жесткой конкуренции. Что, само собой, заставляет совершенствоваться и развиваться. Чтобы выйти на новый качественный уровень и стать доходной структурой, компания «Авиалинии Дагестана» должна получить новую технику, улучшить сервис.
Недавно мы обратились в правительство Дагестана с предложением перенести окончательное разделение на ноябрь-декабрь этого года, то есть когда будет завершена хадж-кампания. А перевозка паломников в связи с запретом на автобусные туры в этом году планируется беспрецедентная – 150 только заказанных рейсов. Это очень и очень большая работа. И, конечно, исключительно своими силами «Авиалинии Дагестана» с ней не справятся, поэтому планируется привлекать воздушные суда других авиакомпаний. Это делается для того, чтобы все паломники вовремя и на достаточно хорошем уровне совершили хадж. Нельзя забывать также, что пропускная способность нашего аэропорта незначительная.
– Последует ли за этим событием сокращение штата «Авиалиний Дагестана»?
– По правде сказать, это самый больной вопрос. На первых порах сокращения штата может и не быть, но в условиях жесткой конкуренции, возможно, нам придется пойти и на такой шаг. Когда от тебя уходят объемы работ, уменьшаются показатели предприятия, возникают условия, когда содержать людей становится невозможным. К решению этого вопроса надо было готовиться еще четыре года назад – начинать закупать и эксплуатировать иностранную авиатехнику, чтобы составить конкуренцию другим авиакомпаниям. Безусловно, время упущено. Ту-154 уже давно является неконкурентоспособным и расходует 5,5–6 тонн топлива в час. Что касается аналогичной техники зарубежных компаний, то они расходуют вдвое меньше топлива при тех же объемах пассажирских перевозок.
– Вы также объявили о снижении базового тарифа на билеты из Махачкалы в Москву, чем это вызвано?
– Не только объявили, но и снизили. Базовый тариф по маршрутам «Москва – Махачкала» и «Махачкала – Москва» снизился до 7300 рублей (ранее он составлял 8400 рублей). Изыскать возможности для снижения тарифов нам удалось, пересмотрев внутреннюю рентабельность рейса. Около 35% тарифа составляет стоимость авиатоплива. Я уже говорил о том, что Ту-154 и особенно Ту-134, которые эксплуатируются компанией, расходуют топлива в два раза больше, чем воздушные судна иностранного производства. И тем не менее, мы сравнили тарифы на схожие расстояния с другими авиакомпаниями РФ, и они оказались либо намного выше, либо соотносимы с нашими. Не исключено, что в будущем тарифы еще снизятся. Делается это для того, чтобы привлечь еще больше пассажиров.
Затрагивая эту тему, нельзя не сказать о том, что агентства по продаже билетов продолжают нелегитимно завышать цены на 500-600 рублей. И это возмутительно, ведь мы и без того платим им агентские сборы. Контролировать все пункты продажи билетов мы просто физически не в состоянии, поэтому в очередной раз заявляю – стоимость билета на рейсы «Москва – Махачкала» и «Махачкала – Москва» не может превышать 7300 рублей! Это незаконно и портит репутацию «Авиалиний Дагестана». В связи с этим сейчас мы готовим соответствующие документы, которые разошлем по всем агентствам продажи билетов. И на этом тоже не остановимся.
– Правда ли то, что до конца этого года в махачкалинский аэропорт начнут регулярно летать самолеты других авиакомпаний?
– Это так. Совсем скоро аэропорт Махачкалы начнет принимать воздушные суда других авиакомпаний России. На наш взгляд, первой станет авиакомпания «Руслайн», наметившая рейсы «Москва – Махачкала» из Домодедово. Эта авиакомпания будет осуществлять полеты в Екатеринбург, Краснодар и республики СКФО. Естественно, «Руслайн» составит нашей авиакомпании конкуренцию, что заставит нас еще тщательнее изыскивать возможности для снижения тарифов.
Что касается других авиакомпаний, то, к сожалению, сегодня летное поле аэродрома не готово к приему всех типов воздушных судов, что в принципе осложняет работу с ними, однако в ближайшем будущем, после завершения реконструкции перрона, эта проблема будет снята.
– Жабир Акбарович, когда начнете расширять авиапарк?
– На сегодняшний день парк воздушных судов, эксплуатируемых «SE Airlines», состоит из семи Ту-154, трех Ту-134 (VIP), двух Ту-134, двух вертолетов Ми-8 и аэробусов Airbus A319 и A320.
И мы, и правительство республики очень заинтересованы в обновлении авиапарка «Авиалиний». Но это не так просто, как многим кажется. Так, например, один Боинг 737-400, который предпочтителен для нашей авиакомпании, стоит 60 млн долларов. Своими силами мы такую покупку, конечно, не осилим. Однако сейчас ведутся переговоры о взятии в лизинг «Аэробусов» А319 и А320 , чьи экономические характеристики в два раза лучше, чем у Ту-154. После этого компанию ожидают громадные лизинговые платежи, по завершению которых, года примерно через два, мы, возможно, будем существенно снижать цены на билеты. Другого пути у нас пока что нет.
Что касается серьезной авиационной техники, то за нее людей предпенсионного возраста не посадишь, переучивать тоже не желательно, поэтому требуется вливание свежих молодых кадров. Для решения этой проблемы мы занимаемся подготовкой перспективных специалистов для нашего предприятия, начиная со школьной скамьи, зная, что в авиации случайных людей не бывает. Небо не терпит дилетантов. И как сказал отец русской авиации профессор Николай Жуковский: «Самолет – это величайшее творение разума и рук человеческих, и он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные законы».