Морские ворота Каспия
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Морской и речной транспорт – одна из важных и надежных отраслей экономики России, и в этом большая заслуга многих поколений людей, посвятивших свою жизнь нелегкому морскому труду – в порту или на корабле. В первое воскресенье июля работники морского и речного флота отмечают свой профессиональный праздник, в этом году этот день приходится на 7 июля.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
В преддверии праздника мы встретились с руководителем Махачкалинского морского торгового порта Ахмедом Гаджиевым.
– Ахмед Тажудинович, Махачкалинский морской торговый порт имеет яркую историю длиною почти в 143 года. Расскажите о современном состоянии порта и его значении для России. В чем уникальность Махачкалинского порта и в чем его отличие от портов других регионов?
– ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии. Он является важным стратегическим связующим звеном транспортной системы Юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими регионами, а также порт является одним из основных составляющих крупного транспортного узла на южных рубежах России. Режим работы махачкалинского порта, в отличие от других российских портов Каспийского бассейна, круглогодичный и круглосуточный, поэтому его значение для России велико. Если говорить о современном состоянии Махачкалинского порта, то можно сказать, что он универсален, самый мощный порт России на Каспийском море. В нем компактно располагаются две гавани – сухогрузная, включающая в себя железнодорожно-паромный и автопаромный терминалы, складские помещения открытого и закрытого типов, а также нефтегавань – современный комплекс по переработке нефти и нефтепродуктов, оборудованный высокопроизводительными средствами обработки больших танкеров грузоподъемностью до 13 тысяч тонн и осадкой до 8 метров. К территории порта примыкают главные железнодорожные пути, имеющие резерв пропускной способности до 10 млн тонн грузов в год. Рядом с портом расположена нефтебаза с емкостями около 400 тысяч кубических метров единовременного хранения, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку – Новороссийск с пропускной способностью 5–7 млн тонн нефти в год.
– Какие услуги порт предоставляет сегодня?
– Основным видом деятельности порта является оказание услуг по перевалке и хранению нефти, нефтепродуктов и других видов грузов, поступающих к нам как по морю, так и железнодорожным или автомобильным транспортом. В настоящее время мы располагаем перегрузочными комплексами мощностью до 8 млн тонн наливных грузов, 3–3,5 млн тонн сухих грузов в год и 0,5 млн тонн зерна, а также единственной в Каспийских портах России железнодорожной паромной переправой производительностью более 20 тысяч вагонов в год. Кроме того, мы оказываем транспортные услуги по перевозке сухих грузов (металл, кокс, цемент, зерно и т. д.) между портами Каспийского бассейна – для этого мы имеем шесть сухогрузов общим тоннажем
22 тысячи тонн.
– Какие из транзитных грузопотоков, перспективных для порта, вы можете выделить?
– Махачкалинский порт – это, по сути, морские ворота Каспия, открывающие большие возможности для транспортного сообщения. Порт является международным и одним из ключевых игроков в транспортном бизнесе на Каспии. Транспортировка каспийской нефти и перевозка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и странах Каспийского региона посредством порта, наиболее выгодна и уменьшает сроки доставки грузов по коридору «Север – Юг» до западных стран.
– Каких результатов вам удалось добиться за последние несколько лет, с того момента, как вы стали руководить ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт»?
– За последние годы нам удалось подняться в отрасли на одно из первых мест. За это время мы выполнили немалый объем работы. Во-первых, за эти 2,5 года мы выплатили большую часть долгов — погасили образовавшиеся долги во все уровни бюджета, увеличив эти платежи в 6 раз. И все это не привлекая ни одного рубля кредитов, займов или бюджетных денег. Во-вторых, и это самое важное – нам удалось сохранить наш большой коллектив и увеличить в 1,5 – 2 раза зарплату. Многое сделано для обеспечения стабильной работы порта: восстановлены электрические, водопроводные, канализационные сети. В-третьих, несмотря на хроническое падение грузооборота в порту в период 2006 – 2010 годы, нам удалось сделать качественный рывок. По итогам работы ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» за 2012 год рост объемов перевалки грузов составил 12,6 % по сравнению с 2011 годом (для сравнения: в общем по стране – 5,6 %). А если взять в целом 2,5 года нашей работы в порту, мы добились более чем 30 % увеличения грузооборота. В натуральном выражении в прошлом году мы добились рекордного для порта показателя по перевалке нефти за всю его новейшую историю – 5,3 тысячи тонн. Также за последнее время нам удалось снять большинство бюрократических барьеров, которые усложняли оформление документов и погрузочно-разгрузочные работы, что позволило вернуть в порт наших прежних деловых партнеров.
– Ахмед Тажудинович, за всеми достижениями порта стоят люди. Расскажите подробнее о своей команде.
– Я полностью доволен своим коллективом. В настоящее время в порту работает около 900 человек. Все они – профессионалы своего дела. Многие из них – ветераны порта, то есть, те, кто проработал в порту более 20 лет. У нас работают люди с ученой степенью, с высшим специальным образованием, высококвалифицированные специалисты, имеющие большой профессиональный опыт. Учитывая большие заслуги в развитии и укреплении ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» и Российского флота в целом, а также за многолетнюю добросовестную работу многие работники нашего порта ежегодно представляются на поощрение ведомственными наградами Министерства транспорта РФ. Также, учитывая стратегию развития компании, большое внимание мы уделяем повышению квалификации своих работников, в том числе через участие работников порта в различных семинарах и курсах по повышению квалификации, проводимых авторитетными федеральными институтами. ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» на месте проводит курсы по повышению квалификации действующих работников.
– Что делается для развития Махачкалинского торгового порта? Как вы оцениваете сегодняшний потенциал порта и как видите его дальнейшее развитие?
– Потенциал Махачкалинского порта огромен. Дальнейшее развитие мы связываем с его приватизацией. В перспективе мы планируем работать в заданном темпе, увеличивать грузооборот и привлекать новые грузы для перевалки через порт. Мы планируем довести мощности перегрузочных комплексов порта к 2022 году по сухогрузной гавани до 5 млн тонн грузов в год и нефтеналивной гавани до 10 млн тонн грузов в год. Проектом предусмотрено строительство трех причалов для генеральных грузов, контейнеров и двух причалов для автомобильного и железнодорожного паромного комплекса на вновь образуемой акватории Сухогрузной гавани. Причалы будут оснащены открытыми и крытыми складскими площадями, подъездными железнодорожными путями. Кроме того, планируется восстановление паромного сообщения с Туркменией и налаживание связей с казахстанским портом Актау. То есть, в будущем махачкалинский порт обязательно расширит свою деятельность, приобретет новых деловых партнеров, гарантируя успешную работу, и думаю, что мы сможем встать на новую ступень своего развития.
– С какими пожеланиями вы хотели бы обратиться к своим коллегам в преддверии профессионального праздника?
– Я хочу пожелать своему коллективу и всем работникам нашей отрасли крепкого здоровья, семейного благополучия и веры в светлое будущее!
РД, г. Махачкала, Портовское шоссе, 5.
Тел.: 8(8722) 67-28-92.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]