Магомед Ярагский – имя в истории
Одна из наиболее оживленных улиц столицы Дагестана сегодня носит имя ученого, просветителя Магомеда Ярагского. И не зря…
Человек должен верить во что-то одно, единственное,
в то, что он признает лучшим на свете, и это единственное,
наше высшее благо, есть вера наших отцов.
Магомед Ярагский
Магомед Ярагский родился в 1771 году в селе Яраг, которое ныне относится к Магарамкентскому району. Отцом мальчика был Молла-Исмаил, духовный наставник многих единоверцев, открывший свое медресе в родном ауле. Микроклимат семьи (так мы сказали бы об этом сейчас), а на самом деле – пример любимого отца, его непререкаемое мнение послужили тому, что, будучи еще маленьким, мальчик проявлял несомненную тягу к общественной деятельности и изучению основ религии.
Вот, собственно, и все, что известно о юности нашего героя.
Исторически сложилось так, что в Дагестане живут представители десятков национальностей. Издавна они селились в этих местах, считая приоритетной именно родовую принадлежность. И Магомед Ярагский оказал существенное влияние на развитие всего Дагестана XVIII-XIX веков, его духовной культуры и горской демократии, что делает честь как самому Магомеду-эфенди, так и всему народу Дагестана. Вследствие исторических условий того времени он просто должен был явиться выразителем воли дагестанцев к их объединению в движении за национальные и социально-личностные права, религиозное самоопределение, независимость и самоуправление в пределах Российской империи.
Национально-духовное наследие Магомеда Ярагского многие «ценители» рассматривают как реакционизм и даже мусульманский фанатизм. Однако это далеко не так.
Магомед Ярагский первым в истории, как и в мусульманско-религиозном мировоззрении, провозгласил лозунг свободного человека. И ни национальность, ни подданство, ни вероисповедание не играли никакой роли для разделения общества. Все люди должны быть равны, и никто не должен становиться рабом. Именно таким был основной постулат его учения.
***
Поначалу Магомед-эфенди рассматривал лишь мирные формы достижения свободы и равенства для горских народов. В попытках добиться чисто духовного самоутверждения свободы горцев он призывал окружающих к смирению и отрешению от жизненных тягот. Магомед-эфенди считал моральное неприятие растущего социально-личностного и национального насилия лучшим путем к достижению этой цели.
Слухи о Магомеде Ярагском очень скоро облетели весь Дагестан. Чтобы увидеть нового алима, услышать его речи, паломники съезжались в аул Яраг со всех сторон. Магомед-эфенди проводил практически все дни в посте и молитвах за чтением Корана. Видя его набожность и смиренность, ученики почитали его словно святого. Месяцами жили в ауле священники (муллы) и верующие лишь для того, чтобы узнать хоть что-то еще от учителя. И число их постоянно росло.
Великий просветитель, он все же использовал термины «верный» и «неверный». Однако в его учениях и речах смысл этих терминов был совершенно иным, нежели тот, который мы иногда придаем им сейчас. Он не считал, что верные – лишь мусульмане, а неверные – весь остальной мир и в первую очередь христиане. Неверными Магомед-эфенди считал всех тех, кто не привержен идеалам всеобщей свободы и равенства, будь то христианин или мусульманин. И всем, кто хотел ему следовать, он старался направить на праведный путь и научить, как донести свое учение до остальных горцев.
Однако не один Магомед-эфенди, но также и его ученики и последователи рассматривали проблему свободы, равенства и справедливости более в нравственном и политико-правовом плане, нежели в узко-религиозном. Их тяготило повальное распространение начавшихся среди горцев греховных деяний: пьянства, воровства, разврата.
Один из учеников Магомеда Ярагского (а их у него были сотни) в своей речи перед аульчанами однажды сказал: «На свете есть великое множество религий: есть христиане, евреи, мусульмане. У христиан есть Евангелие, у евреев есть Талмуд, у мусульман есть Коран и есть Шариат. Однако мы, мусульмане, живем и действуем не по Корану и не придерживаемся правил Шариата. Все вы, дагестанцы, преданы пьянству, воровству и разбою. Вы грабите один другого, отбираете имущество, убиваете, проливая кровь мусульманскую».
Новое время принесло и новое видение разрешения проблем, и Магомед-эфенди изменил свои взгляды и на мир, и на свое учение. Идеи отшельничества, отречения от благ земных, постоянные молитвы, позволяющие постигнуть истину и обрести свободу, отошли на второй план. После долгих размышлений он пришел к пониманию того, что только решительные действия помогут объединить народы Дагестана и сохранить мир на родной земле.
Современные историки чаще всего рассматривают движение горцев как национально-освободительное, или народно-освободительное. Хотя на самом деле это далеко не так. Магомед-эфенди, как и его последователи, не имел целью лишь народное или национальное освобождение. Ведь свобода всего народа еще не означает свободу каждого человека. Национальные интересы не всегда находятся в тесной связи с интересами отдельной личности. Это очень хорошо понимали духовные предводители горцев и в первую очередь сам Магомед Ярагский.