Историческая находка в Дербенте
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
В Дербенте была сделана очередная историческая находка – древние мемориальные плиты с надписями были найдены во время ремонтных работ на улице Мамедбекова.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Правительству России совместно с Российской Академией наук, а также Правительством Дагестана было поручено дать заключение об исторической ценности древних захоронений, обнаруженных при строительстве на улице Мамедбекова. Поручение было дано президентом Владимиром Путиным по итогам его «прямой линии», проходившей 25 апреля.
А предыстория вопроса такова. В октябре 2012 г. в Дербенте из-за ливневых дождей произошло наводнение, повлекшее человеческие жертвы и нанесшее значительный ущерб многим домам. Восстановление пострадавших районов города продолжается до сих пор. Строительные работы в непосредственной близости от памятника истории, культуры и археологии, который входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, проводились без археологического надзора. И 18 апреля
2013 г. во время прокладки ливневой канализации в наиболее пострадавшей от наводнения части города на ул. Мамедбекова рабочие обнаружили каменные стелы. Работы были приостановлены, вызваны специалисты. А 23 апреля Министерство культуры РД в соответствии с федеральным законодательством выдало подрядной организации, проводившей работы, предписание о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, и обязало ее приостановить работы и принять меры к проведению срочных охранно-спасательных археологических изысканий.
Журналист «Проджи» обратился за комментариями по этому поводу к доктору исторических наук, заведующему отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН, профессору Муртазали Гаджиеву, который выезжал в Дербент и произвел осмотр обнаруженных плит.
По его словам, объект представляет собой монументальную стену, сложенную из крупных хорошо обработанных каменных блоков – отдельные блоки имеют длину до 2,5 м, толщину до 25 см и соединяются специальным замковым способом. Длина стены – около 20 м, западную ее часть завершали пять каменных прямоугольных стел высотой 1,1–1,55 м, которые были установлены вплотную друг к другу. Однако, к сожалению, две стелы были вытащены при проведении земляных работ. Одна из них орнаментированная, с врезным символическим изображением мечети и каллиграфической куфической надписью «Аллах», вторая – без каких-либо текстов или орнамента. Также были извлечены и некоторые блоки строительной конструкции. Три стелы находятся на месте и имеют врезные и рельефную арабские куфические надписи, выполненные профессиональным резчиком-каллиграфом. По палеографическим особенностям надписи датируются XI–XII вв. и содержат религиозные, коранические (басмала, шахада) благопожелательные тексты-формулы, которые перевел известный востоковед, доктор исторических наук, профессор Амри Шихсаидов.
На одной из стел высечена религиозная формула-восклицание «Царство принадлежит Аллаху». Текст написан геометрически выдержанным почерком с характерными треугольными угловатыми окончаниями букв, придающими надписи изящный вид. Надпись на второй стеле пока еще не прочитана полностью в силу плохой сохранности текста, но, по всей видимости, она содержит эпитафию: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. [Владелец] этой могилы … Мухаммад. Да благословит его Аллах и приветствует!». На третьей стеле вырезано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нет Божества кроме Аллаха. Мухаммад – посланник Аллаха. Да благословит его Аллах! Абу Бакр, ЛМ, Умар, ЛМ, Усман, ЛМ, ЛМ, Али – милость Аллаха над ними!». Муртазали Серажутдинович рассказал, что эта надпись представляет особый интерес в связи с упоминанием в ней имен четырех праведных халифов и поставленным между ними буквами «лям» и «мим».
Как известно, символике букв, цифр и знаков в исламе и особенно в суфизме отводится большое место. Буквы «алиф», «лям» и «мим», с комбинации которых начинается восемь сур Корана, в том числе «аль-Бакара», «аль-Имран», «ас-Саджда», считаются мистическими. Вместе с тем, это наиболее употребимые буквы арабского алфавита, они входят в категорию букв арабского алфавита, именуемых «мукатта» («разрозненные буквы»), которые представляют уникальные сочетания букв – с них начинаются 29 сур Корана. По мнению большинства мусульманских ученых, «мукатта» является Божественной тайной и любое толкование значения этих букв всего лишь предположение, и не более того. Тем не менее, предпринимались многочисленные попытки выявления тайны «мукатта».
Представители куфийской школы калама (в исламской теологии – способ рассуждения, основанный на разуме) считали, что некоторые из «мукатта» составляют отдельные аяты, а некоторые – нет. Представители же басрийской школы считали, что буквы «мукатта» вообще не могут являться отдельными аятами. Например, по их мнению, сочетание букв алиф-лям-мим указывает на Божественные имена Аллах-Латиф-Маджид. Другие каламисты считали, что в этих буквах обобщенно выражено несколько «прекрасных имен»-эпитетов Аллаха. Например, в том же сочетании букв алиф-лям-мим буква «алиф» может указывать на Божественные имена ал-Ахад (Единственный), ал-Аввал (Первый), ал-Ахир (Последний) и ал-Азиз (Могучий). «Лям» – на ал-Латиф (Добрый). «Мим» – на Малик (царь), Маджид (Славный), ал-Муксит (Справедливый) и т. д.
Вместе с тем, распространено мнение, что буква «алиф», первая в арабском алфавите и имеющая числовое значение 1, символизировала Всевышнего, единство и единственность Аллаха. Буква «лям» – символ «святого духа», одного из четырех особо приближенных к Аллаху ангелов-мукаррабун Джабраила (Джибрил), а также Посланника (Расул). В свою очередь, буква «мим», имевшая числовое значение 40, выступала в качестве символа человеческой природы (40 дней покаяния, траура, поста в исламе), олицетворяла 40 ступеней (аль-мааридж) – путь молитв и приближения к Аллаху, «Владыке ступеней», выступала символическим обозначением Пророка Мухаммада. В сумме фигурирующие в разбираемой надписи буквы «лам» и «мим» в цифровом обозначении дают сумму 70, а 70-ая сура носит название «аль-Мааридж» – «Ступени». Не исключено и то, что в сочетании букв «лям» и «мим» скрыта формула единобожия «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулю Ллах», две части которой начинаются соответственно с букв «лям» и «мим». Наконец, возможно, что это сокращение подразумевает известную фразу «Аляйхи ас-салам» – «Мир ему».
Муртазали Гаджиев, предположил, что обнаруженный памятник представляет собой специально огражденный погребально-мемориальный комплекс XI–XII вв., располагавшийся за пределами города на обширном средневековом городском кладбище, от которого в настоящее время сохранился только небольшой участок почитаемых могил XI–XII вв. «Кырхляр». Обнаруженные стелы с арабскими надписями имеют несомненную научную и историко-культурную ценность и требуют дальнейшего изучения.
Важность и значение памятника определяются не только наличием в его составе эпиграфических объектов, возраст которых насчитывает около 1000 лет, но и самой необычностью существования столь монументального огражденного сооружения, расположенного на территории средневекового кладбища Дербента. Пока можно предполагать, что выявленный комплекс связан с духовной или политической элитой средневекового города.
Как отметил профессор Гаджиев, до проведения тщательных археологических раскопок заключение об историко-культурной интерпретации памятника носит предварительный характер. Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН проводит подготовку к исследованию этого интересного объекта в рамках работы Дербентской археологической экспедиции.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]