Махачкала

Дух легенды

18:38  20.01.10
0
24

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Дагестан часто называют этнографическим заповедником. И действительно, многие горные селения представляют собой музеи под открытым небом. Дома, ворота, одежда, домашняя утварь, хозяйственные инструменты и сам образ жизни здесь остались такими, какими были сто и двести лет назад.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]1ыfg
Но цивилизация наступает стремительно, еще одно-два поколения, и мы навсегда утратим – нет, не памятники старины, а ее дух – легенды, обряды, мышление и особое видение мира, которое связывает нас с нашими предками. Поэтому так важно зафиксировать эту уходящую натуру. Именно этому важному делу посвящен труд этнографа Руслана Сефербекова, выпустившего недавно книгу «Пантеон языческих божеств народов Дагестана». В этом замечательном исследовании собран богатейший этнографический материал. Малую часть его мы публикуем сегодня для читателей «Проджи».
В Дагестане сохранилось множество языческих капищ и магических камней. На этом снимке, например, камень, который используют в обряде вызывания дождя жители селений Лака и Хоредж Хивского района. «Сценарий» такой: если долго нет дождя, собираются семь старух, обходят село и с каждого двора берут по ложке топленого масла. Потом приходят к этому камню и, читая мусульманские молитвы, мажут этим маслом края отверстия. И идет дождь. Несмотря на позднейшие исламские добавления в виде молитв, очевидно, что обряд это языческий и сохранился с древнейших времен.
Этот надмогильный камень у селения Яргиль Хивского района тоже повелевает погодой.
Если он падает на землю – идет дождь. А когда его поднимают и подпирают другим камнем, дождь прекращается.
Этот камень в окрестностях Яргиля – тоже магический, но его волшебная сила используется для лечения скота. Называется он Улин гъарз («Скала от сглаза»). Если у коровы нет молока или она болеет, ее хозяин приходит к этому камню, молится Аллаху, кладет в специальную выемку подношение – топоры без топорища или ложки и вилки. Затем топором скалывает с камня известковую крошку. Дома перемалывает ее в муку и подмешивает в корм корове. Говорят, очень помогает.
А для защиты потерявшейся скотины существует другой обряд. Исполнить его может мулла или знающий Коран человек. По просьбе хозяина потерявшейся коровы он раскрывает Коран или другую мусульманскую книгу, читает особые молитвы, вынимает кинжал из ножен, переворачивает и вкладывает назад другой стороной. Это называется «завязать рот волкам», чтобы не напали на скотину. И действительно, рассказывают массу историй о том, что утром корова нашлась, а рядом с ней волки не могли раскрыть пасть. Кстати, у славян тоже есть похожий обряд.
Праздник Первой борозды, сохранившийся у многих дагестанских народов, – это языческий обряд, наследие эпохи бронзы. Ученые интерпретируют его как инсценировку перехода человечества от мотыжного земледелия к плужному.
Обрядовые хлеба-баранки пекут почти у всех народов Дагестана. Ими награждают победителя скачек и его коня, дарят мальчикам после обрезания, надевают на шею быкам, которые проводят первую борозду на пашне. В этом кольцеобразном пироге запекают мясо, изюм, орехи, яйца. По мнению этнографов, это символ солнца, плодородия и женского начала.
Дом для меча Абу-Муслима
У табасаранцев и аварцев (хунзахцев и чохцев) есть знаменитая легенда о завоевателе Абу-Муслиме, который якобы был в Дагестане и оставил здесь свой меч. На этом снимке – Дом меча (Турдин хал), который выстроили специально для этого меча в священной роще селения Чурдаф Табасаранского района. Раз в году, в день весеннего равноденствия, все жители села приходили сюда, и один из стариков доставал меч. Ножны его были сотканы из конопляных нитей, других ножен меч якобы не признавал. Иногда этот меч исчезал и возвращался весь в крови, подобно мечу-самосеку в русских былинах.
Ритуальное дерево
Во многих дагестанских селениях существуют священные деревья и даже целые рощи. Ни в коем случае нельзя рубить эти деревья или ломать ветки – за это бог накажет и тебя, и весь твой тухум. Плоды с этих деревьев можно кушать и угощать других, но нельзя продавать и приносить домой. Древесину можно использовать при строительстве дорог, мостов и мечетей. А если домой принесешь – будешь проклят. Например, рассказывают об одном человеке, который сделал из священного дерева топорище, и у него вскоре родился ребенок-урод.
Иероглиф
Этот наскальный рисунок Руслан Сефербеков срисовал в местности Хъюрцлин мугар («Грачиные гнезда») близ селения Хурсатиль Хивского района. Возможно, этот «синкретический зверь» – наш тотемический предок. Древовидные рога, распростертые крылья и широко расставленные ноги со шпорами означают его присутствие во всех трех мирах – верхнем (божественном), среднем (человеческом) и нижнем (потустороннем).[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

18:38  20.01.10
0
24

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *