Древние водоводы Дербента
Сооружения для подведения и хранения воды для любого города-крепости имели первоочередное и стратегическое значение – ведь чтобы выдержать длительную осаду, необходимо наличие надежной системы водоснабжения. Не был исключением и древний Дербент, обеспечению его водой издавна придавалось большое значение.
Первые строители грандиозного комплекса дербентских укреплений позаботились о наличии в городе водопроводов и подземных резервуаров для хранения запасов воды, обеспечивающих потребность населения в случае осады. Самые ранние известия о сооружении системы водоснабжения в Дербенте связаны с именем основателя каменного оборонительного комплекса – шаханшаха Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.). Значительные работы в этом направлении были проведены в городе в начале VIII в. в наместничество на Кавказе арабского полководца Масламы (сына халифа Абд ал-Малика и брата халифа Валида), придававшего большое значение Баб ал-Абвабу, как называли Дербент арабы. Позднее при знаменитом халифе Харуна ар-Рашиде (786-809 гг.), как сообщает известная историческая хроника «Дербенд-наме», также проводились большие работы по водоснабжению города. Вода, поступавшая из родников на склонах отрогов Джалганского хребта к западу и югу от дербентской цитадели, по каменным и керамическим водоводам направлялась в несколько подземных водохранилищ как в цитадели Дербента, так и в самом городе. Сегодня известны три средневековых водохранилища в цитадели Нарын-Кала и два огромных подземных резервуара в самом городе: один – на улице Хан-кучу («Ханская улица») близ ворот Джарчи-капы («Ворота Вестника»), второй – около Кильса-мечети и бывшего караван-сарая в центре старой части Дербента. И по сей день в Дербенте сохранились несколько старинных фонтанов и родников, среди них – Ших-Салах, куда вода поступала из ущелья Етти-гоиляр («Семь колодцев»), Хан-булах («Ханский источник»), Джарчи-булах («Источник вестника»), Баир-булах, Пейник-булах и другие.
Археологи при раскопках в Дербенте постоянно находят остатки и даже целые системы средневековых водоводов, колодцев. Недавно в Дербенте в ходе археологических работ был открыт еще один монументальный комплекс X – начала XIII века, связанный с системой водоснабжения и религиозно-культовой жизнью города, на основе которого в ближайшем будущем планируется открыть музей.
Как рассказал нашему изданию заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор Муртазали Гаджиев, Дербентская новостроечная археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук во исполнение поручения Президента России Владимира Путина в июне-августе 2014 года провела масштабные раскопки на улице Мамедбекова в Дербенте на выявленном при строительных работах в апреле 2013 года памятнике археологии.
Открытый комплекс включает в себя установленные стелы с религиозными текстами на арабском языке XI-XII веков, каменные и керамические водоводы, вымостки из больших плит, водоотстойники, каменную ванну, крупные бассейны-резервуары, сложенные из огромных (длиной до 2,5 м), хорошо оте-санных блоков, соединенных особым замковым способом.
Рядом с бассейнами открыта площадка размерами 3,4х3,4 метра, сложенная из крупных отесанных каменных плит, которая, видимо, представляет собой остатки небольшого разрушенного зийарата (пира). Среди развала обработанных каменных блоков от некогда возвышавшегося на этой площадке здания выявлен каменный, слегка суживающийся кверху, квадратный в сечении столбик-«алтарь», на одной грани которого в верхней части вырезано слово «Аллах».
Вода к этому культовому месту была проведена из родников ущелья, расположенного к северу и западу от цитадели Нарын-Кала, – остатки средневековых керамических водоводов наблюдаются в различных местах вдоль северной городской стены.
Монументальный характер и конструктивные особенности выявленных строений, связанные с ними рядом стоящие стелы с религиозными текстами, многочисленные находки монет однозначно указывают на религиозно-культовое назначение комплекса. Можно предполагать, что выявленный комплекс, связанный с системой водоснабжения, служил для совершения ритуальных омовений (араб. вуду, гусль), очищений (араб. тахарат), иных обрядовых действий. В этой связи отметим особую роль и значение воды, в особенности родниковой, в исламе.
Датировка комплекса определяется как обнаруженными стелами с надписями, так и различными археологическими находками. Это, прежде всего, многочисленные обломки керамической посуды X – начала XIII века, представленной местной керамикой и привозной иранской фаянсовой посудой, среди которой выделяются пиалы, декорированные люстром – особым золотистым пигментом для росписи.
К этому же периоду относятся и другие находки – обломки стеклянных браслетов, флакон для благовоний, бронзовое перекрестие кинжала.
Особый интерес представляют монеты – их найдено 55 экземпляров. Очевидно, такое большое количество монет, найденных в пределах одного раскопа, объясняется культовым характером памятника, на котором оставляли в качестве приношений и во исполнение сокровенных желаний и обета (по-арабски – назр) медные монеты. Основная масса их датируется второй половиной XII – началом XIII века и представлена медными дирхемами ильдегезидского правителя Азербайджана, атабека Нусрат ад-Дина Абу Бакра (1191-1211 гг.), правителя Ахара Махмуда ибн Пишкина (1211-1226 гг.), маликов Баб ал-Абваба (Дербента) Музаффара ибн Мухаммада (середина XII века) и Бекбарса ибн Музаффара (1170 г. – начало XIII века).
Однако в XIII веке найденный культовый памятник перестал функционировать, что, очевидно, было связано с монгольским вторжением и последующим опустошением Дербента.
Открытие и исследование этого неординарного и долго функционировавшего культового объекта вместе с ранее выявленным и изученным Дербентской экспедицией мусульманским культовым памятником «Ворота Судного дня» (или «Ворота Воскресения» – араб. Баб ал-Кийама, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) представляют огромный интерес для изуче-ния ислама и суфизма в средневековом Дербенте – одном из важнейших и крупнейших средневековых мусульманских центров Кавказа и всего исламского мира.