Махачкала

Дербентские легенды

18:18  24.07.15
0
119

Дербент, один из древнейших городов мира, был своеобразной границей между Европой и Азией, в котором мирно уживались христиане, мусульмане и иудеи. За многие века в нем не раз менялся этнический состав населения, и многие легенды и сказания были забыты, но некоторые все же дошли до наших дней.

Хотя возведение дербентской цитадели датируется VI веком, местные исторические хроники и сказания Востока отодвигают ее появление в значительно более древние эпохи. Александр Кудрявцев писал, что в ранние пласты древнеиранского эпоса уходит имя основателя Дербента Фаридуна, царя из династии Пешдадидов, а древнегрузинская хроника «Жизнь картлийских царей» рассказывает, что этот «Афридон овладел всем персидским государством. В одних странах он назначил эриставов – своих ставленников, а другие страны сами стали его данниками. Он поставил во главе огромного войска эристава Ардама. Сей эристав Ардам воздвиг город у Морских ворот и назвал его Дарубанди, что в переводе значит «замкнул ворота».
По другой версии, город был основан Лухраспом, царем второй легендарной династии правителей Ирана – Кейанидской. В поэме Фирдоуси «Шах-наме» Лухрасп назван сыном Авзерда (Эрвенда), сына Кей-Пешина, сына Кей-Кобада. Его предшественник Кей-Хосров, когда решил удалиться от мира, передал ему царскую власть. Правление Лухраспа длилось 120 лет. Взойдя на престол, он построил в Балхе ряд храмов, включая храм огня. В правление этого царя и был основан Дербент, а точнее, крепость на вершине дербентского холма.
Еще более широко было распространено мнение об основании Дербента Александром Македонским. Однако сообщения о его пребывании на Кавказе не имеют под собой достоверной исторической почвы. Правда, подобные утверждения есть у отдельных античных авторов первых веков нашей эры, которые сообщают, что Александр покорил народы у подошвы Кавказа и построил за 17 дней стену в 6000 шагов длиной и покорил Армению, Иверию, Албанию и перешел через Тавр и Кавказ. В средневековой восточной литературе Александр выступает под именем Искандера Зулькарнейна. Низами Ганджеви в своем произведении «Искандер-наме» красочно описал историю строительства Александром Македонским дербентских стен. Якобы жители края принесли Александру жалобу, что дикие обитатели Кипчака обижают их, и просили его устроить против них преграду. Александр потребовал работников и приказал возвести в Дербентской теснине каменную стену. Отдельные легенды приписывают Александру Македонскому возведение не только фортификации Дербента, но и каких-то сооружений в море. Особенно широкое распространение на Востоке получили легенды о стенах Дербента как о главной преграде, построенной Александром Македонским против свирепого северного народа Гог и Магог. Гог и Магог – мифические дикие племена, проживавшие где-то в степных просторах на севере. С ними отождествляли скифов, хазар и другие кочевые народы. Первоначально их помещали за Дербентской стеной, которую отождествляли со стеной Гог и Магог, по-арабски Яджудж и Маджудж.
Писатель Геннадий Разумов приводит такую легенду об Александре Македонском: «…настал день, когда завоеватель Востока со своей конницей подошел к Дербенту и разбил возле него белые шатры, изукрашенные серебром.55
Войска устали от кровопролитных битв и дальних переходов, поэтому полководец решил взять город мирным путем. Он послал к коменданту крепости парламентеров. Пришли они к нему и сказали:
– Мы послы царя всех царей. Он послал нас сказать, чтобы ты подчинился ему и платил дань. Если ты рассердишь царя, он разрушит Железные ворота и убьет тебя.
Но персидский военачальник, уверенный в неприступности толстых стен Дербента, отказался подчиниться покорителю мира. Рассерженный Александр велел своим лучникам и щитоносцам взять город. Однако атаки пехоты были отбиты. Тогда пришлось нападающим ввести в бой тяжелую конницу и боевых слонов. Войска Александра пробили в стенах проломы, куда ринулись прославленные александровы «серебряные щиты». Преследуя неприятеля, македонцы и фракийцы ворвались в город и овладели им. Привели к Александру коменданта, и сказал ему владыка мира:
– Разве ты не знал, что все цари на всей земле, все рыбы на всех морях платят дань Александру?
– Я знал, – ответил пленник, – что земля, воды подвластны царю, но я не знал, что и небеса должны подчиняться тебе.
Этот ответ понравился завоевателю, он простил перса и даже оставил своим наместником в Дербенте, а сам повел войска на новые земли».
А согласно арабской легенде, шах Хосров Анушриван попросил у хазарского кагана руки его дочери. Принцесса была встречена со всей пышностью и гостеприимством, но Хосров не женился на ней, а со всей возможной скоростью стал возводить стену от моря до вершины горы. Мощную преграду строили 300 архитекторов, 6 000 мастеров и 10 000 воинов. Когда на ворота крепости навесили массивные железные двери, Хосров вернул принцессу отцу. Разгневанный каган поспешил наказать обманщика, но его войско разбилось о толстые стены крепости.
Некоторые утверждают, что в Дербенте побывали и римские легионы. Действительно, в I веке до нашей эры римские военачальники Лукулл и Помпей предприняли поход на Кавказ с целью расширения земель Римской империи. Конечной целью был захват Дербента. Однако их встретили отчаянным сопротивлением войска Кавказской Албании. В бою с римлянами албаны потерпели поражение, и их царь Оройс предпочел заключить перемирие. В битве участвовали и албанские женщины. Так появилась легенда об амазонках. Плутарх пишет: «Говорят, что в этом сражении со стороны варваров сражались также и амазонки». Римляне, собирая убитых на поле боя, находили щиты в виде полумесяца и высокие сапоги, какие носили амазонки. Это свидетельствует, что женщины сражались наравне с мужчинами. В числе заложников и пленных были женщины, имевшие не меньше ран, чем мужчины.
С нашествием монголов связана еще одна легенда. Монгольский отряд под командованием полководцев Джэбэ и Субэдэея подошел к Дербенту в 1222 году. Персидский историк Рашид Ад-Дин сообщает, что так взять Дербент штурмом было невозможно, монголы решили пойти на хитрость – они обратились к ширваншаху (правителю Дербента) с предложением заключить мир и послать для этого десять человек из представителей местной знати. Ширваншах согласился с этим и послал знатных людей в монгольский лагерь. Одного из них монголы убили, а другим сказали: «Если вы покажете нам путь через Дербент, мы вас пощадим, в противном случае мы вас тоже убьем». Послы из страха за свою жизнь указали путь, и монголы через Ширванское ущелье прошли на Северный Кавказ. Однако захватить сам город монголы смогли только в 1239 году.
Интересно и то, что западные ворота крепости Нарын-Кала (Горные ворота) в народе называли еще «Воротами позора», так как правители города в минуту опасности уходили через эти ворота, оставляя защитников одних против врага.

18:18  24.07.15
0
119

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *