Дагестанская Фудзияма
Говорят, что приехавшие в Японию иностранцы во время подъема
на знаменитую Фудзияму, спрашивали: почему столь развитые
в техническом отношении японцы еще не сделали подъемник, или, на худой конец, не проложили асфальтовую дорогу к вершине этой величественной горы? Жители страны восходящего солнца ответили, что, поднимаясь на священную для каждого японца гору, человек должен думать о пути, о тех сложностях и препятствиях, которые встречаются ему во время восхождения, а удобства лишь отвлекают от этого.
У нас тоже есть своя дагестанская Фудзияма – Святая гора Шалбуз-Даг, на которой есть 28 культово-духовных и обрядово-знаковых мест.
Сейчас стало модным ездить на Шалбуз-Даг. Я много слышала об этом удивительном природном, историческом и религиозном памятнике. Сведения об этом месте были весьма противоречивы, в конце концов, я решила съездить и увидеть все собственными глазами. Сезон паломничества ограничен двумя месяцами, а это накладывает свои сложности. Первые сложности поджидали нас уже в самом начале: после легкой дороги до села Мискинджа, начался тяжелый и изнурительный подъем на «уазике» наверх до Мавзолея Мир-Сулеймана. Восхищение от рассказов водителей, влюбленных в свои горы, а не просто выполняющих свою привычную работу, перемешивалось со страхом за свою жизнь, когда колеса нашей «буханки» зависали над пропастью.
В нашей группе была женщина с девочкой, которая была явно больна. До глубины души меня тронула вера женщины в святость Шалбуз-Дага. Она сказала: «Я поднимусь к Богу и попрошу его помочь моему ребенку». Я думаю, каждый, кто решил совершить паломничество на Святую гору, задумывается о том, для чего он это делает и чего он хочет.
Совершив необходимые ритуалы в Мавзолее, мы поднялись к месту ночлега – мечети Эренлер. Увиденное нами вызвало противоречивые чувства: с одной стороны – красота местности и величественность открывшегося вида, совсем другой свежий горный воздух, а с другой стороны – мусор, который встречался повсюду. Нередким явлением были черные пакеты, «парившие» в воздухе, которые мы по началу приняли за орлов. Люди шли, нагруженные теплой одеждой, палатками, сумками с едой. Шли с трудом городские жители, избалованные бытовыми удобствами и транспортным комфортом, отвыкшие ходить по горным тропам, думая: «О, Аллах, что же будет дальше?» Добрели до мечети «Эренлер», которая используется как гостиница. Она построена на пожертвования паломников. И очень хорошо, что есть такое место, где можно переночевать, отдохнуть, подготовиться к восхождению. Гостиница – это две большие густо заселенные комнаты, с огромным количеством одеял и подушек. Специфический, острый, застоявшийся запах в помещении заставил нас отказаться от попытки заночевать внутри. Благо погода была ясная и теплая, перетащив одеяла и матрацы на улицу, мы с удовольствием расположились под открытым небом. Многие, проходившие мимо, пытались посмеяться над нами, утверждая, что ночи здесь настолько холодные, что к утру от нас останутся только сосульки. Самое смешное заключалось в том, что большинство критиковавших в течение ночи присоединилось к нам. На самом деле температура воздуха здесь в это время года может опускаться до пяти градусов мороза.
Само восхождение оставило неизгладимое впечатление. Великолепное солнце медленно восходило на горизонте, освещая все кругом. Мы не увидели и единой травинки на всем протяжении пути, создавалось удивительное ощущение первобытности природы. Царство камней любой величины от гальки под ногами, мелкой и очень скользкой, до огромных валунов, напоминающих застывших слонов. Утренний холод переходит в приятную прохладу, а затем в зной. Люди по дороге постепенно раздеваются, но стараются закрыть лица, иначе можно сильно обгореть на солнце. Опытные паломники утверждают, что подняться на гору в туман практически невозможно: ничего не видно в двух шагах. Были случаи, когда люди терялись, сбивались с маршрута, попадали на фермы, стоящие далеко от основного пути. Заблудиться при хорошей видимости невозможно, так как вся дорога до вершины отмечена небольшими горками камней, перевязанных кусочками яркой ткани. Подъем очень тяжелый, иногда кажется, все, дальше уже не сможем идти. Идешь только потому, что надо идти и стыдно повернуть назад, когда видишь как старые и пожилые люди, еле перебирая босыми ногами, упрямо идут вперед. Кто-то обгоняет тебя, кого-то ты, – у каждого свой темп. Рядом идут люди разных национальностей, социальных слоев, вероисповедания, и все помогают друг другу. Духом доброжелательности и взаимопомощи наполнено это святое место. Каждый поднимается сюда, чтобы помолиться на этой Святой горе по-своему только одному Богу.
С завистью смотрю на подростков, которые, шутя поднимаются наверх, умудряясь нести груз. Идущая рядом незнакомая старушка советует читать молитвы и просить Всевышнего, чтобы он помог дойти до конца. Следую совету, и чудо, откуда-то появляются силы, идти становится легче, словно открылось второе дыхание. Самая тяжелая часть пути до священного озера Зам-Зам позади. Вид чистой, прозрачной воды с тонкой коркой льда на поверхности как награда после тяжелого подъема. Ты пьешь ее, и силы словно вливаются в тебя. Именно здесь ты понимаешь, что дойдешь до вершины, что загадаешь желание на специальной стоянке.
В километре от озера Зам-Зам находится усыпальница Святого Шавуза, где и проходят главные ритуальные действия. Пройдя через «грехометр», преодолев трудности, здесь, на высоте более 4000 метров, ты чувствуешь облегчение, и радость от мысли, что твои усилия увенчались успехом и приняты Богом.
Как же были правы японцы: на самом деле, поднимаясь на вершину, ты не можешь думать ни о чем другом. Всю дорогу мысли о том, как трудно идти, как правильно поставить ногу, чтобы не упасть и как помочь тем, кто идет за тобой. Через некоторое время ты вдруг обнаруживаешь, что идешь один, хотя рядом могут быть люди. Просто ты остаешься один на один со своими мыслями, переосмысливаешь свою жизнь и размышляешь о суетности того мира, который остался внизу, словно его и нет вовсе.
Путь, который ты проходишь, – это не просто дорога на вершину. Путь – это олицетворение жизни каждого человека, и все проходят его по-разному: кто-то с друзьями, кто-то с семьей, а кто-то и вовсе один… Все как в жизни. Восхождение на Шалбуз-Даг – это жизнь в миниатюре – со своими падениями и подъемами, радостью достижений и разочарованием от осознания бесконечности трудностей, встречаемых в пути. Что же тянет людей на эти мучения? Понять это сложно, когда ты идешь вверх, еще сложнее осознать это, когда ты спускаешься и клятвенно обещаешь себе больше никогда не подниматься на эту вершину. Понимание важности того, что ты вдруг стал каким-то другим, что ты стал лучше приходит позже, когда проходят физическая боль и страшная усталость, не дающие возможности думать и чувствовать.