Махачкала

Чеченцы

17:55  01.01.12
0
2

На северо–западе Дагестан граничит с Чеченской Республикой. Дагестанский и чеченский народы многие столетия были рядом и плечом к плечу давали отпор завоевателям. «Между нашими народами всегда были братские, добрососедские отношения, и мы, конечно же, будем эти традиции беречь и постараемся вывести их еще на более высокий уровень», – сказал президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.

Численность чеченцев на территории России составляет 1 миллион 361 тысячу человек – в основном это население Чечни. В Дагестане численность представителей этого народа 87,9 тысячи человек. Живут чеченцы в Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской областях, Северной Осетии, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Письменность после 1917 года сначала на основе арабской, затем – латинской графики, с 1938 года – на основе русского алфавита.
Чеченцы-аккинцы проживают в Дагестане. Говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Дагестанские чеченцы-аккинцы являются переселенцами из Лам-Акки, расположенной в верховьях реки Гехи на нынешней территории Чечни. Расселившись по долинам среднего течения рек Ямансу, Ярыксу и Акташ, аккинцы образовали Ауховское общество. Другая этническая группа дагестанских чеченцев, известная под названием качкалыки, обосновалась в шести аулах, расположенных вдоль долины среднего течения рек Ямансу и Ярыксу, по соседству с кумыками, примерно в XVI–XVIII веках.
История и религия
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются под именем «нахча матьян». В хрониках XIV века упоминается «народ нохчи». К концу XIV века население Чечни объединилось в государство Симсисм. Позже Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи, Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения чеченцев в конце XVIII – первой половине XIX века. К 1840 году на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство – Имамат Шамиля – первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 году потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России. С образованием в 1860 году Дагестанской и Терской областей Ауховское общество вошло в состав Кумыкского округа, переименованного позднее в Хасавюртовский округ Терской области. После установления Советской власти в Дагестане и Чечено-Ингушетии решением Северо-Кавказского ревкома в конце 1920 года вся территория Хасавюртовского округа, включая Ауховский участок, вошла в состав Дагестана.
Чеченцы – мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков – накшбанди и надири.
Повседневная жизнь
Традиционные земледельческие культуры – ячмень, пшеница, просо, овес, рожь, лен, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия – плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трехпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском округах.
Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, – жилье. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3–5 этажей. Поселения на равнине были растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище – урлучное,
состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Браки запрещались между родственниками до третьего колена

17:55  01.01.12
0
2

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *