Аварцы
Во всем мире известно имя Расула Гамзатова, его «Журавли» стали реквиемом по всем погибшим в войнах. Но немногие за пределами Страны гор знают, что по национальности великий Расул был аварцем.
Аварцы – это один из многочисленных народов на Северном Кавказе и первый по численности в Дагестане. Численность аварцев в России по переписи 2002 г. составляет 814,6 тыс. чел., в том числе в Дагестане 758 тыс. По своей численности в Российской Федерации аварцы занимают 9-е место. Аварские районы Дагестана: Тляратинский, Ахвахский, Цунтинский, Цумадинский, Гумбетовский, Унцукульский, Гунибский, Хунзахский, Ботлихский, Казбековский, Гергебильский, Шамильский, Чародинский. В этих районах аварцы составляют 95-98 % населения. Проживают аварцы сегодня и в других районах республики. Говорят они на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.
Аварская письменность появилась в XVI в. на арабской графической основе (аджам).
В 1928 г. аварцы перешли на латиницу, в 1938 г. – на кириллицу. В наше время 43% аварцев живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналы, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и
техники.
История и религия
С V века территория, заселенная аварцами, известна как царство Серир. От имени его правителя Авара (VI в.) и производят этноним «аварцы». Позднее они входили в состав Аварского и Мехтулинского ханств и многочисленных вольных обществ – Андалал, Анцух, АнцIросо, Гидатль, Гумбет, Келеб, Карах, Хиндалал (Койсубулу), Тлейсерух и др. Территория Аварии в отличие от остального Дагестана не была затронута монгольским нашествием XIII века. В 1803 г. Аварское ханство добровольно вошло в состав Российской империи. После присоединения Дагестана к России аварцы поддержали движение горцев под предводительством имама Шамиля. Само название народа – магIарулал – горцы. Термин «аварцы» закрепился благодаря российской документации.
Сегодня аварцы – мусульмане-сунниты. Однако Серир было преимущественно христианским государством. В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен.
Повседневная жизнь
Аварские селения располагались на склонах гор, представляли собою крепости, образованные примыкающими друг к другу домами с боевыми башнями. Такая планировка была необходима для обороны от врагов в неспокойные времена. Дома строили из камня с плоской крышей, обычно двухэтажные, крыша одного дома служила двором для другого. В домах Центральной Аварии были высокие потолки и большие комнаты – около 100 квадратных метров. Общественным центром была площадь для народных собраний – годекан, на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы.
Традиционная форма семьи – родители и дети. Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Выход замуж или женитьба за пределами аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хозяйственных и семейных дел.
Занимались аварцы земледелием и скотоводством, создавали террасные поля на крутых склонах на высоких подпорных стенах. Культура террасного земледелия достигла у них высочайшего уровня. До сих пор в горах можно увидеть эти террасы. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши.
Аварцы славятся искусными ремесленниками. Художники-умельцы из Гоцатля на всю страну славятся своими изделиями из меди, мельхиора и серебра. Всемирно известны изделия из дерева с насечкой из металла знаменитых мастеров из Унцукуля. Изделия 15 унцукульских мастеров приобрели на Всемирной выставке в 1900 году в Париже такую популярность, что во Франции и Англии в то время были открыты специальные
мастерские. Было развито кузнечное, оружейное, ювелирное дело. Женщины занимались выделкой войлока, бурок, вышиванием. Особенно известны знаменитые андийские бурки. Женская одежда отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои специфические особенности. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества, селения женщина. Костюм женщины менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Незамужние девушки носили одежду яркой расцветки, с богатой вышивкой, женщины одевались в более скромные тона, а пожилые носили темные платья и платки. Головной убор имел многочисленные варианты. Налобная его часть, сшитая из парчи, шелка, крашалась галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Женщины к нарядной одежде надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет. Одежда мужчин – туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами, бешмет (гужгат), овчинная папаха, чувяки из сыромятной кожи. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги – общекавказский мужской костюм – стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили пояс с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжал, украшенный слоновой костью, позолотой.