Когда-то давно жил в знаменитом Балхаре бедняк по имени Калкуччи. Ходит легенда, что однажды Калкуччи, сидя на берегу озера, решил слепить что-нибудь из глины, подобно развлекавшимся ребятишкам. Руки у бедняка были поистине волшебные: получился необычайной красоты кувшин. Считается, что так было положено начало знаменитому балхарскому промыслу, основному в горном селении по сей день.

1На самом деле никто точно не знает, как именно началось производство керамики в Балхаре, но с тем, что именно в этом трудолюбивом уголке Дагестана ему следовало родиться, не спорит никто. И хотя все легенды говорят о первом мастере – мужчине, керамикой здесь занимаются только женщины. Говорят, раньше существовал строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин. Сегодня же почти с самого дня основания гончарного цеха его директором и главным мастером является Абакар Газимагомедов. Среди его помощниц всего пять мастериц, самая старшая из них верно служит гончарному делу вот уже 30 лет.
Зарема Ибрагимова села за гончарный круг по здешним меркам недавно – шесть лет назад. Говорит, что пришла, потому что нужно было как-то зарабатывать, а в Балхаре это единственное доходное дело женщин. Она с улыбкой вспоминает, как в один день по разрешению Абакара пришла в цех: хотела сделать детскую игрушку. Однако опытная Калимат, стаж которой уже переваливает за третье десятилетие, сразу взяла инициативу в свои руки. «Сначала научись делать посуду, а потом, если понравится, будешь делать игрушки или уйдешь», – сказала она новенькой. Первые три дня Зарема просто наблюдала, на четвертый, взяв в руки глину, смастерила небольшую чашу. Уже тогда ей говорили о заметном потенциале и способностях. Как оказалось, не прогадали. Недавно Зарема вернулась из города Скопина Рязанской области, где заняла 3-е место в конкурсе среди мастеров со всей России. Гости и участники мероприятия, по словам Заремы, удивлялись технологии балхарцев: до сих пор в работе они используют старинные гончарные круги, не променивая их на электрические. Говорят, так удобнее. Вот и Зарема все дни в Скопине провела за своим гончарным кругом, демонстрируя гостям, как из дагестанской мягкой глины получаются необычайной красоты кувшины и другая утварь. Но за всей этой красотой стоит большой труд. В Балхаре в каждой семье женщина обязательно умела работать с глиной, а гончарный круг и сегодня есть в любом доме. В роду у каждой мастерицы гончарным делом занимались и прабабушка, и бабушка, и мама. Однако детей, в том числе и маленькую Зарему, это интересовало мало. Да и старшее поколение не заставляло этому учиться, не желая своим дочерям такой тяжелой работы.
2Почему тяжелой? Посудите сами: добывать глину женщинам приходится самим. Пожалуй, это самый трудный этап работы, после которого долгие часы пролетают в цехе, как один. За день опытная мастерица должна сделать
30 изделий. Детали больших кувшинов делают по отдельности, но и их за день должно быть 30. После нанесения узоров и сушки изделия отправляются в специальную печь «чару» для обжига, который длится трое суток. В Балхаре сохранился древний ритуал: чару украшают коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошел благополучно.
Пока я, как завороженная, смотрела на крутящийся гончарный круг и рождающийся новый кувшинчик, в голове возник вопрос. Оказалось, руки от этого совсем не устают, разве что при добыче материала. На вопрос, не надоедает ли изо дня в день возиться с глиной, мастерицы отвечают мудро: «Если дело по душе, оно не может надоесть. Кто приходит сюда исключительно ради заработка, занимаясь керамикой без любви к ней, надолго не задерживается».
Думаю, это и есть ответ на вопрос о секрете балхарских мастеров – необычайная, переданная от сердца к сердцу на протяжении долгих веков любовь к труду. Эта любовь, как чувство, заставляющее творить, возрождает из кусочков глины искусные формы, раскрашенные руками талантливых мастериц. Эта любовь не дает пропасть гончарному искусству в Балхаре, а значит, и во всем Дагестане.

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий