История Дагестана знает разные периоды развития, в том числе нашим предкам приходилось неоднократно проявлять мужество
в борьбе с иноземными захватчиками, отстаивать свою свободу и защищать Родину.

1Немало испытаний выпало и на долю жителей с. Танты, которое располагается высоко в горах, на берегу р. Акушинка. Это село богато древней историей, традициями и славится своими достойными сыновьями и дочерьми. Обо всем этом мы расскажем подробнее.
Образование села
Согласно преданию, в давние времена тантынцы жили в шестнадцати разбросанных хуторах. Эти населенные пункты подверглись нашествию хромого Тимура, и только семь из них чудом уцелели. Многие жители также пострадали и во время нашествия Надир-шаха. Оставшиеся в живых решили объединиться и создать как бы два села: «ТIан» и «ТIи». Первое название означает «каменное село» или «каменная крепость», а второе «вразброс». Эти два села долгое время жили в мире и согласии, а затем решили объединиться. Состоялся совет старейшин. Для определения места расположения нового аула решили выпустить быка, оговорив, что там, где он остановится попить воды, и будет заложен новый аул. В результате аул расположился на гребне скалы, что обеспечивало обилие солнца, а также позволяло легко обороняться и выдерживать длительную осаду в случае нападения.
Новые испытания и возрождение села
Когда началась Великая Отечественная война, более 150 тантынцев отправились на фронт и самоотверженно сражались за Родину, а те, кто остались в Дагестане, помогали в тылу. К сожалению, кроме войны, в то время многие тантынцы пострадали из-за репрессий.
В марте 1944 года тантынцы столкнулись еще с одной бедой. Решением Правительства СССР из двадцати высокогорных районов Дагестана горцы были выселены в Чечено-Ингушетию. Как вспоминают старожилы с. Танты, все произошло быстро и неожиданно, людям не давали даже переодеться, не говоря уже о том, чтобы спокойно собрать вещи, попрощаться с родными местами… В Чечне тантынцы обосновались в Курчалоевском районе, в с. Ишхиюрт, где им пришлось занять чужие дома, организовывать колхозы с другими переселенческими селами. Спустя четырнадцать лет после переселения тантынцам предложили новое место в Хасавюртовском районе. Но их сердца навсегда были преданы горам, и они решили вернуться на свою родину, где им предстояло восстанавливать свои разрушенные дома, колхоз, совхоз, обзаводиться хозяйством и т. д. Не сломились тантынцы и после страшного землетрясения 1970 г., когда из-за стихии пострадало около
30 % домов. Трудолюбие и сплоченность помогли сельчанам преодолеть все трудности и преуспеть в различных отраслях: сельское хозяйство (ведущую роль играет животноводство, особенно развито овцеводство), народные промыслы (обработка кожи для изготовления обуви, шапок и верхней одежды, а женщины-тантынки ткали удивительно красивые паласы с разноцветными полосками). Кроме того, некоторые уроженцы села занимались торговлей. Еще в 30-е годы житель села по имени Магомед возил в Азербайджан (местность Шамахи) на продажу продукты питания, а оттуда привозил керосин. За это земляки прозвали его Магомед Шамахи, и так образовалась фамилия Шамахиевы. Сыновья Магомеда Шамахиева Абдулла и Шахбан – ударники сельского хозяйства, награждены множеством наград и грамот за успехи в этой отрасли. По стопам деда пошел сын Шахбана – Магомед-Хабиб, который более 15 лет назад открыл в Махачкале магазин эксклюзивных ковров «Элита-2», где дагестанцы и гости республики могут приобрести лучшие индийские ковры ручной работы.
Больших успехов тантынцы достигли также в сфере народного образования, культуры, творчества, спорта и т. д. Конечно, сейчас многие тантынцы живут за пределами родного села, но при этом все они – настоящие патриоты своей малой родины. Новое поколение тантынцев старается сохранять традиции своих предков и приумножать добрую славу села.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий