7сссчы87Яран Сувар, Эвел Цан, Навруз-байрам, Эр – это только несколько названий Дня равноденствия, который празднуется разными народами по всему миру. По традиции в этом месте должна быть легенда, связанная с происхождением праздника, но не в этот раз. День равноденствия (или День первой борозды) настолько древний, что точно определить, как и почему он возник, никто не может. Наверняка известно только то, что праздновать наступление весны начали еще в VI веке до нашей эры последователи зороастризма в Ахеменидской империи.
Здесь важно уточнить, что праздник этот никакого отношения к мусульманской или христианской религии не имеет и праздновался на Кавказе задолго до этого. Сегодня Навруз-байрам празднуют немногие жители республики, однако о традициях и ритуалах, соблюдаемых в День равноденствия, еще все помнят. Рассказывать о них снова, на наш взгляд, ни к чему. Мы решили, что гораздо интереснее узнать, какими обычаями он отличается у разных народностей.
Начнем? Для начала необходимо сказать об общих для всех традициях. Навруз-байрам символизирует
возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весеннего тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью. Кроме того, День равноденствия считается днем наступления нового года, в который все должны были войти очищенными и оставить позади все плохое. Поэтому в древности перед праздником даже примирялись воюющие стороны, люди прощали друг другу обиды, избавлялись от долгов и очищали свои жилища. Традиционным для всех национальностей, празднующих Навруз, является разведение костра. Его зажигали вечером 21 марта и не гасили до следующего дня. Считается, что Навруз нужно встречать при полном свете.
Лезгины (со слов уроженки села Курах Курахского района)
Лезгины называют этот праздник Яран Сувар, что означает «праздник солнца». Продолжается период «яр» две недели. В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры на крышах домов, на общественных площадках, в местах массовых игр. В землю втыкают по 7 факелов (лаванар). Кроме костров, у лезгин принято устраивать зрелищные фейерверки: в небо пускают горящие стрелы (хьелхьемар), с гор скатывают большие огненные колеса или шары из спрессованной соломы и тряпья (барбияр). С утра 22 марта юноши с ряженым (цIегь) идут по дворам и колядуют: «Нуну, нуну – яран пай!» («Нуну, нуну, дай подношения для яра!») Ряженого сопровождают музыканты и носильщики подношений с переметными сумами. Если у кого-то двор неухожен, не убран, то ряженый пускает в адрес хозяев насмешки, если же двор ухожен и чист, то ряженый расточает похвалу. Кроме ряженого в селах определяют своего рода «королеву» праздника – Яран-ханум, которая символизирует весну. Она одевается в нарядное платье и весь праздник носит на голове венок. На специальном месте сельских собраний (ким) устраиваются пиршества. Хозяйки выносят туда все, чем богаты. Помимо различных сладостей и фруктов, на Яран Сувар готовятся традиционные лезгинские блюда: обязательными являются пельмени с зеленью (пичекар), кроме того, на столах лежит цикIен – особый пирог с мясом, луком, картошкой и специями; иситIа – знаменитая халва, и многое другое. Что только не найдется на этих столах, ведь каждая хозяйка считает за честь угостить других тем, что приготовила на праздник сама.
Азербайджанцы (со слов уроженки села Агъяз Хачмазского района Республики Азербайджан)
Азербайджан – одна из немногочисленных стран, где Навруз-байрам имеет статус государственного праздника, который также празднуется 21 марта. Однако жители начинают гулянья еще раньше – в последнюю среду до официальной даты (что называется «чершембе»). В этот день все жители зажигают свечи, разводят костры и накрывают столы. На столе, к слову, обязательно должно быть 7 разных яств.
Люди в этот день ходят друг к другу в гости и не ложатся спать до самого утра. 21 же марта в Азербайджане устраивается массовый и веселый праздник. Во всех районах звучит национальная музыка, люди поют, танцуют. Непременным атрибутом этого праздника является «сэмэни» – проросшая пшеница. Специальный обряд приготовления сэмэни называется «Сэмэни тою» и сопровождается ритуальными национальными песнями и танцами. Пшеницу собирают в марли в клубок и замачивают на несколько дней. Затем ее раскладывают на подносе или любой другой посуде (особенно изобретательные даже делают фигурки в виде сердца, домика) и регулярно опрыскивают водой. Как раз к 20 марта сэмэни вырастает до нужной высоты, в пределах 20 см. Ее украшают красной лентой и ставят в центр стола, что символизирует весну и плодородие.
В дни праздников принято делать друг другу подарки, невестам преподносят «хонча» – большие подносы с различными лакомствами и другие подарки. По сей день этот праздник имеет большую значимость для всех азербайджанцев.
Табасараны (со слов уроженки селения Кандик Хивского района)
Эвел Цан – так называют этот праздник табасараны. Празднуют его не 21 марта, а на третий или второй выходной день марта. Сопровождается празднество своими особенными обычаями. Например, только в этот день готовится народное блюдо из молотой пшеницы, различных семян, бобовых и сушеных костей. То есть до праздника высушиваются конечности крупного рогатого скота, чтобы приготовить эту самую кашу – излюбленное блюдо табасаран. Приготовление его также сопровождается ритуалами. За несколько дней до праздника женщины приходят на специально отведенное для помола место (къут), где рассказывают последние новости, обсуждают приготовления к празднику. В каждом сельском магале разводят по 5–6 костров, и мужчины, проживающие на этой улице, следят за тем, чтобы молодежь не украла огонь. У костров собираются все соседи: танцуют, прыгают, шутят. Дети ходят по домам и собирают различные сладости. У мальчишек в ходу игра: яйцо зажимают в ладони конусообразной частью наружу. Этой частью слегка ударяют яйцо о голову другого, и тот, у кого «оружие» треснет, отдает его своему сопернику. Таким образом ребята собирали столько яиц, что хватало на месяц вперед.
Рутулы (со слов уроженки села Ихрек Рутульского района)
Рутулы именуют Навруз коротко и ясно – Эр. В этот день с самого утра женщины собираются на годекане, куда приносят кушанья: сыр, традиционный хлеб, вареные яйца и различные сладости. Скатерть расстилается прямо на земле, что напоминает пикник. Главное блюдо праздника – пирог с начинкой из кукурузной муки. В кукурузную муку добавляли дрожжи и оставляли для брожения, затем смешивали с сыром, луком, тмином и сушеным мясом.
Всю эту еду раскладывают в отдельные сумки и раздают пришедшим к годекану людям. Там же люди читают молитвы и желают урожайного года. Конечно, вечером разжигается большой костер – какой Эр без него? Кстати, дрова для костра каждый приносит из своего дома. Из палок, обмотанных тряпками, делают салюты, а с гор скатывают огненные колеса.

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий