Перед именем твоим, учитель…

Перед именем твоим, учитель…

Село Леваши
Село Леваши

Профессия учителя – одна из важнейших и благородных. С теплотой и благодарностью мы вспоминаем наших первых учителей, классных руководителей и всех тех, кто не только научил читать, писать, решать, но и помог сформироваться нашей личности.

На особом счету в Дагестане и других регионах Северного Кавказа русские учителя. Ведь с приходом русских учителей многие эксперты связывают зарождение интеллигенции в нашем регионе.
Как это было? С какими трудностями сталкивались русские учителя, приехавшие в горные районы, почему многие решили остаться, как им удалось привить любовь к русскому языку у людей, говорящих на разных национальных языках? Об этом и многом другом мы беседуем с главным научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, доктором исторических наук, профессором Гани Каймаразовым и членом Общественной палаты РД II созыва, руководителем ДРОО «Содружество женщин», автором книги «Русские учителя в Дагестане» Патимат Геличовой.
Гани Каймаразов:
– Русские учителя в Дагестане были значительной фигурой не только в школьном образовании, но и в повышении общего уровня культуры населения. Они обучали детей русскому языку и культуре. А что значит знать русский язык в Дагестане, где более 30 национальностей и этнических групп? Это бесценная объединяющая сила.
Чтобы понять, какой масштабный вклад в развитие образования в нашей республике внесли русские учителя, нужно обратиться к истории. Первым русским учебным заведением в Дагестане было уездное училище в г. Дербенте, основанное в 1837 году. На базе этого училища потом возникли и другие средние учебные заведения – женская гимназия и реальное училище. В 1847 году в Дербенте была открыта мусульманская школа, где обучались дети практически со всех округов. Просуществовала эта школа до 1861 года. Затем 13 учеников этой школы перешли в Темир-Хан-Шуринскую окружную горскую школу. Начиная с 60-х годов XIX века сеть русских школ стала расширяться, и работали в них весьма образованные педагоги. К примеру, в педагогическом коллективе Темир-Хан-Шуринского реального училища с 1881 г. историю преподавал выпускник Новороссийского университета Е. И. Козубский. Он подготовил много работ по истории, этнографии, краеведению Дагестана.
Большую роль в развитии образования Дагестана внес Георгий Мустанов – он был заведующим первой публичной библиотекой в Дагестане, преподавал в гимназиях и организовал в Порт-Петровске вечерние курсы грамоты для взрослых, где обучал рабочих каспийской мануфактуры.
В сельской местности в 1915 году, согласно статистическим данным, было всего 60 начальных школ. Среди них были училища одноклассные, двухклассные. Перед началом Первой мировой войны в Кази-Кумухе открылась высшая начальная школа, которая давала семиклассное образование. Профессиональных учебных заведений до революции было очень мало. В 1904 году в Дербенте открылась школа садоводства и виноделия. Высшее учебное заведение на всем Кавказе до установления советской власти было только одно – Тифлисский университет. На Северном Кавказе первое высшее учебное заведение открылось во Владикавказе в 1918 году – Северокавказский политехнический институт принимал выпускников двухклассных школ из Дагестана, Кабардино-Балкарии и других регионов. Но больше всего там обучалось осетин. Таким образом, они раньше других народностей Северного Кавказа приобщились к русской культуре, и общая грамотность населения у них была несколько выше.
С победой советской власти началась новая страница в развитии образования. Все дети до 17 лет должны были обучаться в единой общеобразовательной политехнической школе. Большое внимание уделялось труду. В Дагестане тоже сразу после установления советской власти начали появляться такие школы. К концу первой пятилетки была создана совершенно новая структура: начальная школа – 1–4 классы, семилетняя школа – 5–7 классы и полная средняя школа – 8–10 классы. Такие школы существовали у нас наряду с мусульманскими традиционными школами. Дагестанское руководство тех лет не могло не считаться с тем, что влияние духовенства на население достаточно велико. Нарком просвещения Алибек Тахо-Годи говорил, что этот переход от традиционной системы обу-чения к новой советской в Дагестане занял больше времени, чем в других регионах Северного Кавказа, потому что нигде больше не было такого количества религиозных школ.
С приходом советской власти количество русских учителей, направляемых на Кавказ, значительно увеличилось. Конечно, если бы не помощь русских, дагестанское образование испытывало бы большие трудности, так как собственных кадров было очень мало. В 1921 году открылся Дагестанский государственный техникум – первое советское среднее учебное заведение в Дагестане. В этом техникуме было три отделения: педагогическое, строительное и техническое. Но один техникум не мог решить проблему подготовки профессиональных кадров. Поэтому в 1922 году в Буйнакске было решено открыть педагогический техникум. В 1923 году в Дербенте также был открыт педагогический техникум. В этих учебных заведениях большинство педагогов были русские. В 1930 году пленум Дагестанского обкома КПСС принял решение об усилении русского и родных языков. В 1938–1939 годах обучение в светских школах Дагестана было переведено на русский язык, а родные языки преподавались как отдельные предметы. С этого времени русский язык становится языком межнационального общения Дагестана.
2Перед началом Великой Отечественной войны наша страна приступила к обязательному семилетнему образованию. Но война внесла свои коррективы. Во время войны в Дагестан было эвакуировано много людей, в том числе учителей. В 1942 году в Дагестане работало более 200 эвакуированных учителей, среди которых было 172 человека с высшим и незаконченным высшим образованием.
В послевоенные годы, когда полностью вступил в силу закон об обязательном семилетнем образовании, поток русских педагогов, направленных в Дагестан, возрос в разы. К примеру, в 1951 году в Дагестан прибыло 1 226 человек. Это были самоотверженные личности. Многие оставались в Дагестане и после положенных трех лет, более того, они связали с нашей республикой свою жизнь. Таким образом, русские учителя в системе дагестанского образования, общего и профессионального, сыграли огромную роль.
Патимат Геличова:
– В Дагестан приезжали учителя из Оренбургской, Воронежской, Курской, Ярославской, Московской, Липецкой и других областей. Приехавшие еще совсем юными, они преодолевали трудности, связанные с незнанием языка, культуры и обычаев, отсутствием транспорта, дорог и тяжелыми жизненно-бытовыми условиями. Они не только учили детей, но и сами учились у них языку, местным обычаям. Большинство приезжих учителей за короткое время научились разговаривать на местных языках, посещали свадьбы и дни рождения сельчан, помогали в летний период при уборке урожая горянкам, находили общий язык с местными жителями.
Русские учителя легко и ненавязчиво пропагандировали новые моральные ценности, дарили окружающим доброту и свет, добивались того, чтобы у местных женщин развивались интуиция и ответственность, выступали за мир в доме, сглаживали острые углы и побуждали быстрее воспринимать перемены. Учителя поощряли лучшие устремления детей, воспитывали веру в высоконравственные принципы, учили оценивать поступки и вырабатывать собственное мировоззрение. Проложив дорогу к сердцам горцев, они завоевали их доверие и почет. Их уважали за скромность, любовь к детям, упорство и настойчивость в труде.
Работая в разных населенных пунктах, учителя каждую субботу собирались в райцентрах, где проводились культурные мероприятия (художественная самодеятельность, песни, танцы, показ кинофильмов), обменивались мнениями и опытом работы по вопросам повышения качества обучения учащихся, что сближало их между собой и с местным населением. Такое общение было весьма актуальным для повышения квалификации педагогов. За качество и результативность педагогической работы лучших учителей поощряли, присваивали почетные звания, что повышало престиж учителя и привлекало молодых педагогов в школы. Отрадно, что в нашей республике и по сей день помнят и чтут русских учителей. В 2006 году в Махачкале, на берегу озера Ак-Гель, был открыт первый в России мемориальный комплекс, посвященный представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане, в народе – Памятник русской учительнице. В настоящее время в республике реализуется многопрофильный просветительский медиа-проект сохранения и популяризации культурного и исторического наследия России «Память, запечатленная в сердце!» Подготовлена книга «Русские учителя в Дагестане», снят о них документальный фильм с элементами реконструкции, проводятся флипчарты в городе «Вы помните вашу первую учительницу?», телемосты школьников с регионами, откуда они приезжали, с участием Министерства по национальной политике, Министерства образования и Министерства печати РД, выставки, цикл радио- и телепередач на тему «Русские учителя в Дагестане», лекции в вузах, ссузах, школах о роли русских учителей в становлении образования и просвещения в нашем регионе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий