Махачкала

Обходя острые углы

17:18  26.12.16
0
312

Вопрос процветания и развития Дагестана волновал жителей региона на протяжении всей его истории, актуален он и сегодня.
Об этом мы решили поговорить на
страницах журнала «Проджи» с политологом Рустамом Ибрагимовым.

1ПРЕСС- ПОРТРЕТ:
Рустам Юрьевич Ибрагимов
Генеральный директор Института стратегии национальной безопасности. Доктор социологических наук, профессор.
С 1973 по 1987 г. работал в органах прокуратуры Дагестанской АССР, народным судьей в Ставропольском крае.
Автор книг, монографий, публикаций: «Русская рулетка. Национальный вопрос и судьба России», «Россия при Путине: обретения, тревоги, надежды…», «Национальная элита в институциональном пространстве государства», «Северный Кавказ: постсоветские итоги как руководство к действию», «Экономическая безопасность современного российского общества», «Основы социологии и политологии», «XXI век и национальная идея в России», «Религии и народы Кавказа», «Кавказский лабиринт», «Русский язык в пространстве СМИ», «Россия на Кавказе. Геополитические реалии», «Северный Кавказ и будущее государства Российского», «Национальный вопрос в зеркале XXI столетия» и др

.В Дагестане находится самый южный порт страны, это республика, в которой есть горы, реки, моря и озера и богатая самобытная культура. Что могло бы способствовать развитию туризма в Дагестане? Что, по вашему мнению, необходимо для полной реализации этого направления? Как много времени на это надо?
– Дагестан – музей под открытым небом, Мекка для туристов. Богатейшая история, уникальная культура: Хазарский каганат, Тамерлан, Надыр-Шах, Петр I, имам Шамиль, Ермолов, Барятинский, Воронцов, Багратион. Лансере, Горшельд, Рубо, Дюма, Лермонтов. Древние города и поселения – Дербент (Нарын-Кала), Хунзах, Гази-Кумух. Первые православные храмы в России, архитектурные шедевры V века. Златокузнецы, оружейники, ювелиры. Лечебные минеральные источники. Уникальная для здоровья каспийская морская вода, 300 километров песчаного пляжа, 5 музеев, 12 театров. Дагестанское гостеприимство, уникальные традиции, обычаи. И многое другое.
Учитывая только эти факторы, дагестанцы могут жить не хуже арабских шейхов. На протяжении последних лет дагестанские чиновники декларируют развитие туризма в Дагестане как панацею от экономических проблем, мечтают об утопической «стране Солнца» и миллионах туристов, которые привезут к нам толстые кошельки с валютой.
На Кавказе есть пословица: «Сколько ни говори «мясо», сыт не будешь».
Туристы не едут в Дагестан, потому что бытует представление: в Дагестане идет война, убивают, похищают людей, проводятся контртеррористические операции, там сложная криминогенная обстановка.
Кстати, определяющую роль в формировании образа Дагестана как взрывоопасного криминогенного региона играют ваши коллеги – журналисты и репортеры СМИ, которые чрезмерно усердствуют в пропаганде «дагестанофобии», в очернении Дагестана и дагестанцев, клонируя только негативную информацию.
Это отдельная тема, которая заслуживает не только обсуждения, но и реального политического решения.
Чтобы результативно реализовать уникальный туристический потенциал Дагестана, нужно создать системную, координированную программу по развитию туризма в республике, сформировать видение, стратегию развития туристического бизнеса по принципу «прошлое – настоящее – будущее», обозначить «дорожную карту» всего исторического культурного наследия, доставшегося нам от предков. Нужно обеспечить четко отлаженную, соответствующую европейскому уровню и стандарту инфраструктуру реализации индустрии туризма, нацеленную на путешественника, – отели, транспорт, сферу обслуживания, питания, информационную поддержку, а также подготовить профессиональные кадры для реализации и принятия управленческих решений по развитию турбизнеса.
Повторюсь, главное – это безопасность. Сделать жизнь дагестанцев спокойной и безопасной, покончить с криминалом – это не сверхзадача. В семидесятые-восьмидесятые годы я работал в прокуратуре Дагестанской АССР и знаю работу правоохранительных органов изнутри. В Махачкале случались 1–2 убийства в год на бытовой почве. Если на улице выразились нецензурной бранью – привлекали к административной ответственности, а могли и к уголовной, по части 1 ст. 206 УК РСФСР – до 1 года лишения свободы. При появлении работника милиции или прокуратуры мгновенно прекращались драки, скандалы, хулиганство в общественном месте, «горячие» дагестанские парни сразу охлаждали свой пыл и эмоции – авторитет работника милиции был очень высок.
Невозможно было представить в те годы, чтобы горцы, особенно молодежь, проявили неуважение к старшим, оскорбили женщину на улице, вели себя вызывающе. Подобные действия сразу же пресекались самими махачкалинцами, вызывали резкое осуждение. Все это было около тридцати лет назад.
Так что ж с нами случилось? Почему нам зачастую бывает стыдно за действия наших отдельных земляков? Для дагестанцев традиционно Имя, Честь, Достоинство, Мужество, Справедливость – не пустые слова, а ментальность, дух, архитектура совести, заветы предков, существующие генетически, в плоти и крови.
Хочется подарить читателям вашего журнала фрагменты стихотворения «Песня Ашуга» моей матери Мариам Ибрагимовой, известной по роману «Имам Шамиль», оставившей огромное творческое наследие – романы, повести, стихи, исследования, посвященные истории Дагестана, жизни горцев:

…О том, как джигиты больших джамаатов
В бою закалялись под посвист булата.
Как чтили суровую правду отцов
И горькую правду бросали в лицо.
Чьи клятвы звучали и твердо, и свято,
Кто подлость презреньем разил без пощады.
Их гнев благородный от зла был далек,
Им беглый мятежник довериться мог.
Очей не касалась пустая слеза.
Они не судили врагов за глаза.
Привычным к суровым лишеньям и нуждам
Коварство двуликих и лесть были чужды.
Кто знал гордой славы достойную цену,
Питал отвращенье к трусливой измене.
Хвала нашим предкам, чья совесть была,
Как снежная шапка Казбека, бела.

У дагестанцев достойная история, они были, есть и всегда будут людьми древнейшей цивилизации вне зависимости от приходящих политиков, меняющихся режимов. Дагестанец – это синоним достоинства! У Дагестана много одаренных и думающих людей!
– Дагестан на протяжении многих лет являл собой многообразие национального и религиозного состава. Вы можете охарактеризовать многовековой опыт сохранения единства, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия?
– С древнейших времен Северный Кавказ выполнял троякую геополитическую функцию – преграды, транзитного пути и стратегического региона. Тому, кто владел им, это обеспечивало контроль над пространством западного Прикаспия и восточного Причерноморья.
Через территорию Дагестана проходили важнейшие торговые пути, которые связывали страны Восточной Европы с государствами Передней и Средней Азии. Чтобы выжить, защищаться от врагов и существовать, люди селились компактными малочисленными группами в труднодоступных местах – горах, ущельях. Именно этим объясняются многочисленность и многообразие поселений, народностей, племен, осевших и поселившихся на территории Дагестана.
Став господствующей идеологией, ислам проник во все сферы жизни дагестанского населения, выдвинул новые идеи мусульманской солидарности, сыграл важнейшую объединяющую роль в консолидации народов Дагестана. У всех дагестанских народов общие традиции, обычаи гостеприимства, единый бытовой уклад, обусловленные требованиями выживания в суровых природных условиях.
Дальнейшую объединяющую роль сыграло присоединение Дагестана к России. В Дагестане никогда не было «принудительной» ассимиляции по этничности. Завоевания были исключительно территориальные и державные, не для порабощения народов, а для соборной интеграции в единое пространство и Государство Российское.
Переходный период интеграции присоединенных территорий, слияния и единения с Россией сопровождался просвещением, экономическим обустройством, развитием торгово-экономических связей.
Громадные средства направлялись на поднятие экономики Дагестана – строительство фабрик, заводов, путей сообщения, основание городов, улучшение жилищных условий населения.
После присоединения Кавказа тысячи представителей русской элиты, научной и творческой интеллигенции – учителя, врачи, геологи, профессионалы-специалисты – были направлены в гущу местного населения – горцев – для создания и строительства школ, учебных заведений, больниц, общественных, культурных, гуманитарных учреждений, развития промышленности, сельского хозяйства.
Политика царского правительства в области просвещения являлась мощным инструментом включения горцев в социокультурное пространство России.
Мы до сих пор пожинаем плоды этого подвижничества, братства, самопожертвования, любви к ближнему и благодарной памяти горцев Кавказа к русским. В 2006 г. в столице Дагестана Махачкале установлен памятник русской учительнице.
Дети местной знати и простые горцы принимались в самые престижные университеты России, Москвы, Санкт-Петербурга, интегрировались, достигали успехов, почестей и уважения. Это способствовало осознанию ими себя подданными России, формированию чувства причастности к жизни империи, признанию России своей Родиной.
Знания и практические профессиональные навыки, полученные в учебных заведениях, давали возможность наиболее талантливым представителям горской молодежи занять достойное место в органах управления, в сферах культуры и науки.
В этом и проявлялся дух российской соборности, ориентированный на устранение последствий войны и скорейшую интеграцию населения Дагестана в единое жизненное пространство и гражданское сообщество России.
Административно-территориальное обустройство народов Дагестана в составе России не носило этнического характера – для рационального и максимально эффективного управления в его основу были положены исторически существующие особенности территориального уклада Дагестанского региона.
Учет и динамика этнонационального состава населения СССР, затем России наглядно показывает антинаучность критериев этнонационльного, нелепость, фальшивость самой идеи этничности.
В 1921 г. «прародитель» национального вопроса, комиссар по делам национальностей И. Сталин в статье «Октябрьская революция и национальная политика русских коммунистов» («Правда», № 251, 6–7 ноября 1921 г.) заявил о «более чем двадцати национальностей необъятной России».
26 декабря 1922 г. в докладе на Х Всероссийском съезде Советов «Об объединении Советских республик» Сталин объявил о существовании в стране «не менее 30 национальностей».
25 ноября 1936 г. в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов «О проекте Конституции Союза ССР» Сталин утверждает: «В Советский Союз входят около 60 наций, национальных групп и народностей». По материалам переписи всеобщей переписи населения СССР 1959 г. в СССР насчитывалось 126 этнонациональностей; по данным переписи 1970 г. – 118; по данным переписи 1989 г. – 128.
Согласно интерпретациям Всероссийской переписи населения 2002 года, в РФ проживают 23 крупных суперэтноса, около 150 народов, более 800 этнических самоназваний.
По результатам переписи 2004 года – 776 этнонаименований, сведенных к 142 самостоятельным народам и 40 этническим группам.
Всероссийская перепись населения 2010 года объявила о 193 национальностях. Приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 7В утвержден «Алфавитный перечень возможных вариантов самоидентификации», где официально зафиксировано 1 840 этнонациональных маркеров.
– Сегодня много говорят о процессах глобализации. Как в условиях глобализации будут решаться вопросы национальной самоидентификации?
– 23 января 2012 г. в статье В. Путина «Россия: национальный вопрос» впервые в новейшей истории Президентом России определен приоритет общегражданской идентичности над этнической.
Поставлена стратегическая задача – формирование «цивилизации, скрепленной русским культурным ядром».
Впервые за двадцать лет обозначены ясные цели для формирования мировоззрения единства, скрепляющего нацию в современном понимании тысячелетней русской духовности, соборности, нравственности, открытости, чести, достоинства – всего того, что традиционно присуще имперской державности и величию России.
Высшие достижения в искусстве, культуре, поэзии, спорте, бизнесе любого народа выходят за рамки псевдоэтнических, родоплеменных достояний, становясь общероссийскими или общемировыми.
Представителю любой культуры можно ярче и глубже реализоваться, если самовыражение ориентировано не на фантомное этническое пространство, а на всероссийское и мировое пространство, на всех без исключения людей.
Гений, герой, выдающаяся личность не могут проявиться только в этнических рамках. Они сразу принадлежат всем, становясь мировым достоянием. Так, творчеством абиссинца Александра Пушкина, шотландца Михаила Лермонтова, аварца Расула Гамзатова гордятся и наслаждаются народы всего мира.
Не надо забывать, что талант и Пушкина, и Лермонтова не состоялся бы без истории, традиций, образа жизни, характера русского народа, а Расул Гамзатов, не окончив Московский литературный институт, не смог бы раскрыть в полной мере все грани своего таланта. И Пушкин, и Лермонтов, и Гамзатов, и многие другие – олицетворение величия и единства России. Своим творчеством они – истинно русские, в отличие от наших этнонационалистов-современников.
В современном мире интегрирует все: экономика, политика, финансовые системы, образование, культура, языки. Границы фактически остаются только на географических картах. В реальной жизни их давно нет.
Современные транснациональные коммуникации, глобальная информация стирают различия, придуманные людьми, помогают переосмыслить мироустройство, изменить миропонимание, оценку смысла жизни.
Дагестан в условиях современной глобализации и обстановке всеобщей конфликтогенности может стать образцом решения национального вопроса.
Россия сумела найти разумные простые решения для практически бесконфликтного проживания сотен народностей на гигантском евразийском континенте. Этот многовековой опыт должен найти свое применение в реальной современной жизни.
– Как специалист в своей области, скажите, пожалуйста, возможно ли прогнозирование и раннее предупреждение конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве?
– Пора, наконец, понять, что Дагестан, весь Кавказ – это собственная территория и неотъемлемая часть России, но не Киевской или Московской Руси, а наша общая Родина, единое пространство, великая мировая держава, наша общая страна и государство, где каждый из нас и мы все в общем – совершенно одинаковые граждане и патриоты.
Пытаться отделить Кавказ от России даже в невежественном словотворчестве – преступление. Именно удивительное многообразие живущих на ограниченном пространстве народов Кавказа и их тесные взаимосвязи выработали в результате оптимальные правила «кавказского общежития», требовавшие уважения интересов и обычаев соседей, терпимости и взаимовыручки, что позволяло деликатно регулировать неизбежно возникавшие спорные вопросы, а при необходимости и объединять усилия для отражения общекавказских опасностей.
Несоизмеримо продуктивнее делать ставку на то, что объединяет людей, и постепенно продвигаться вперед, чем замыкаться на болезненных противоречиях.
Институтом стратегии национальной безопасности подготовлена принципиально новая, комплексная Программа гражданского согласия России для разрешения социальной болезни XX–XXI века – национального вопроса. В нее включены меры геополитического, идеологического, юридического, экономического характера, которые обеспечат гражданские права и свободы независимо от этнического статуса.
Определены прикладные направления эффективного и функционального реформирования действующего законодательства, модернизации структур государственного управления, идеологии и просветительства.
Предлагаются передовые технологии, универсальные методы ликвидации кризиса межнациональных отношений, современные конкретные механизмы нейтрализации региональных конфликтов, способные дать позитивный результат в реформировании, модернизации, практическом преобразовании российского общества в соборный общегражданский монолит.
Концепция единения государства и общества должна звучать с полной определенностью: ЕДИНАЯ ИСТОРИЯ – ЕДИНАЯ ЗЕМЛЯ – ЕДИНЫЙ НАРОД – ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО – ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ.

Блиц-опрос:
– Какие добродетели вы цените больше всего?
– Благоразумие, искренность,
верность слову.
– Ваша главная черта?
– Инициативность, энергичность.
– Способность, которой вы хотели бы обладать?
– Видеть будущее
– Чего бы вы не простили?
– Ложь, предательство, хамство.
– Что вы цените в женщинах?
– Ум, харизму, верность и красоту.
– При встрече с Богом о чем бы вы
его попросили?
– О прощении.
– Ваш девиз?
– Все проходит. Надейся на лучшее.

17:18  26.12.16
0
312

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *