В традиционной культуре народов заложены
идеи гуманизма и добра.

787Ингушетия является частью многонациональной России. У нее самобытная история и культура, связанная с культурой народов Кавказа и России. Уникальны судьбы и многовековой опыт народов, их добрососедства. По своим базовым позициям, социальным отношениям, традиционным ценностям культуры народов Кавказа близки.
Ингушетия всегда шла по пути созидательного развития. Культура мира, согласия и духовности между представителями разных народов является для республики естественным состоянием. Значительную часть жителей многонациональной Республики Ингушетия составляют ингуши. Доброта, открытость, душевность являются основными духовными принципами их этнической культуры. Традиции и обычаи из глубокой древности доносят до новых поколений образы, понятия о должном отношении к жизни и обществу. Они объединяются вокруг общего мировоззренческого стержня, основанного на уважительном, чутком отношении к человеку. Традиции и обычаи играют огромную роль в духовно-нравственной жизни народа.

Т. М. Галаев и Х. Я. Гандалоев, г. Кустанай, 1950 г.
Т. М. Галаев и Х. Я. Гандалоев,
г. Кустанай, 1950 г.

Традиционная культура народа формировалась в разные исторические эпохи. После татаро-монгольского нашествия ингуши жили в горах. Жизнь в тяжелых условиях закаляла характер горцев. Верность слову, надежность и взаимовыручка, бережливое отношение к природным богатствам становились чертами характера горцев. В обществе ценились и ценятся такие обычаи, как «вошал» (побратимство) и «доттаг1ал» (дружба) с представителями своего и других народов, готовность прийти на помощь тому, кто оказался в беде. Народ свято чтил обычаи и традиции.
Географическое положение Ингушетии на магистральных путях, связывавших Закавказье с Россией, являлось важным фактором в формировании культуры народа и народов. Дарьяльское ущелье являлось важной артерией. Проживая в центральной части Кавказа, ингуши имели многочисленные контакты с разными народами. Шло взаимовлияние культур. В Средние века через Ингушетию проходила из Азии в Европу боковая ветвь Шелкового пути. Ингушию связывали с Грузией перевальные тропы по рекам Армхи и Асса. Ингушия имела широкие контакты с греческими колониями Причерноморья, с южной окраиной Древней Руси.
Характерные черты ингушей составляют любовь к Даймохк (Отечеству) и демократические формы правления, верность данному слову и надежность, выдержка и терпимость, гостеприимство и взаимовыручка, почитание родителей, уважение к женщине и осознание значимости любого человека – независимо от его веры, национальности и социального положения.
В традиционной культуре заложено уважение к разным народам. Это сохраняется в устном народном творчестве, в высказываниях, в пожеланиях. В тяжелых жизненных обстоятельствах ингуши говорят: «Дала т1а ма кхоачадолда хьо бусулбана а, керастана а» («Да не ниспошлет Господь такое горе ни мусульманину, ни христианину»). Проявляя уважение к гостю, делают акцент на степени почетности, а она у ингушей определяется приближенностью или отдаленностью родства, возрастом и в большей степени – национальностью и вероисповеданием, чтобы ни в коем случае гость не почувствовал свою отдаленность из-за языка или иной культуры. Даже если в большой группе людей присутствует один представитель другого народа, ингуши считают своим долгом говорить на общепонятном языке – русском. Завершая трапезу, ингуши непременно говорят: «Дала эша ма йойла хьо бусулбана а, керастана а, хьа мел кхеллачунна а» – «Не обдели, Всевышний, пищей мусульманина и христианина и всех живущих на земле».

Даурбековы, Тамасханов, с. Яндаре
Даурбековы, Тамасханов, с. Яндаре

Миролюбие ингушей проявляется в том, что в повседневной жизни они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и резких слов. С детства их учат тому, что недопустимо оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Ингуши знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений. У ингушей сильно развито чувство собственного достоинства, переходящего порой в самовлюбленность, они ценят честное, сознательное отношение к жизни.
Показателем высоконравственного начала ингушей является то, что, пройдя через многие лишения и испытания, народ через свою этническую культуру проводит идею благородства и милосердия. Такова философия жизни народа. Это является основой, сохраняющей Человека в человеке. Это нужно не для того, чтобы достичь привилегий в жизни, а потому, что ты, ингуш, должен быть именно таким, чтобы иметь авторитет среди земляков.
Верность слову понимается ингушами как высшая ценность и воспринимается через призму поступков. «Он хозяин своего слова», – говорят о таком человеке в народе. Он человек чести, а значит, признанный. Общественное мнение для благовоспитанного, истинного ингуша является «пружиной» чести.
Социальный порядок ингушей на протяжении всей истории регулировался адатом – особым кодексом, системой нравственных ценностей. Адат имел, в их понимании, священное значение законов. Он поддерживал порядок, устанавливал и регулировал права личности, ограничивал произвол. Был Совет избранных старейшин – «Мехк-кхел», решавший острейшие вопросы жизни народа. «Ингуши являются единственной народностью, у которой никогда не было никаких сословных разделений… свободолюбивые ингуши не знали над собой князей и дворян – легко и просто управляя собою через Совет старейшин ингушского народа», – говорили исследователи. Быть членом Мехк-кхел «… вверялось лицам, избранным свободным голосованием из народа, известным своею честностью, безукоризненным поведением и знанием адатов. Все эти качества в судьях были необходимы особенно потому, что адаты сохранялись большею частью только в памяти народа и переходили от поколения к поколению путем устного предания». Исполнение решений Совета было обязательным для всех ингушских обществ. Мехк-кхел был демократичен по сути. Высоко оценивая значимость для народа и уровень самого Совета, кавказовед Б. Далгат в ХIХ веке писал: «Ингуши приблизились к тому идеалу правосудия, до которого не смогут мечтать дойти когда-либо цивилизованные народы мира».

Инаркиев Халит Хаджиевич
Инаркиев Халит Хаджиевич

Демократические формы правления и консолидация ингушских обществ являлись показателем уровня самосознания. Стремление к единению, к приоритету родового над личным диктовалось самой жизнью. Консолидация обществ, как первейшей необходимости, передавалась из уст в уста. Не раз в истории народа единение было спасением, и как зарок звучали слова: «Сильный должен помогать слабому, здоровый – больному, богатый – бедному». «Единство народа крепче камня», – говорят в народе. По своей культуре ингушам характерна жизнь, полная труда и достатка, уверенности в себе и в том, что могут помочь другим морально и материально. Стремление делать добро, взаимовыручка характерны для ингушей. Характер немещанской ментальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения. Неслучайно в формулах взаимоприветствий ингуши высказывают готовность помочь, оказать услугу, быть полезными в добром начинании. И это не просто формальные высказывания, а установка, которой следовать обязаны все.
Понятие «благодать» ингуши связывают с душевной щедростью, жизненной мудростью, трудолюбием, с умением быть полезным и нужным обществу. Отсюда и развитый институт «белхи» – коллективный труд, взаимопомощь, которая на разных исторических этапах поддерживала общество. Этими усилиями строили мосты, дороги, дома. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, соседи и родственники брали на себя заботу о ней. Сельчане не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Если пожилой человек начинал какую-то работу по хозяйству, то, следуя правилам хорошего тона, соседи, друзья принимали в этом участие. И часто начатое дело закачивали именно добровольные помощники. Отрадно то, что все это сохраняется бережно в народе.
Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на радость и чужое несчастье. Если у соседа, родственника, друга свадьба или какое-нибудь другое мероприятие, тут же собираются все вместе и организованно помогают хозяевам. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что чужого горя не бывает. Вместе с родственниками соседи берут на себя значительные хлопоты, оказывают моральную и материальную поддержку. Следует отметить и то, что к представителям другой веры и национальности ингуши проявляют особый тон вежливости и такт. Отсутствовавший долгое время человек по возвращении узнает, все ли соседи и родственники в добром здравии, и идет в первую очередь в семьи, где случилось горе, чтобы высказать соболезнование, затем навещает соседей, старейших родственников, перед которыми как бы держит ответ за свою деятельность за время отсутствия.
Слово «патриархальность» ингуши давно понимают как консервативность в хорошем смысле. Уважительное отношение к родителям и забота о них является святым долгом. Традиционное почитание старших – одна из основ ингушского этикета. Это закрепилось и в пословицах народа: «Дом, в котором есть старики, – богатый дом», «Иметь старика в доме – большое счастье», «Со стариками – изобилие благородства». В будни и в праздники дом, в котором есть старики, бывает наполнен гостями. С особой любовью относятся к старикам дети и внуки. Своим примером, мудрым советом первые помогают им выбрать верную дорогу. Уважение к старшим людям проявляется, прежде всего, в том, что самые значительные вопросы в жизни общества ингуши не решают без их непосредственного участия. Таким образом, считаясь с самой старшей по возрасту социальной общностью, активизируя ее социальную роль, народ способствует комфортному их чувствованию. Возможно, это является одной из причин долголетия. В этом случае старики не только не чувствуют себя дома и в обществе обузой, а, наоборот, вполне сознают свою полезность, полноценность, что содействует их моральной и физической стойкости и выносливости. Помощь и внимание, идущие от детей и взрослых, стимулируют и подбадривают их.
Уважение к старшим распространяется в сознании ингушей на всех людей, независимо от того, где он находится, – в своей семье, республике, других регионах России или в другой стране.
Культурно-духовные обычаи народов во все времена поддерживали согласие в обществе. Структура ингушского общества, ценностные системы связей заданы у ингушей по мужской линии, главенствующим местом отца и почтительной, уважительной ролью женщины.
Самым важным богатством ингуши считают достойное имя. Ингушское общество создало такие формы нравственного контроля в своей среде, что человек все время должен жить, ясно осознавая, что его авторитет создает соответствующую ауру детям и потомкам. За человеком, однажды отступившим от нравственной нормы, закрепляется характеристика «неустойчивый». Требования установленного порядка действуют во всем. Благопристойные характеристики в адрес человека одновременно распространяются и на семью и фамилию. Поэтому, в прошлом чаще, но и сегодня можно слышать напутствия: «Тха юхь ма йоагаелахь», т. е. «сохрани лицо». Самым большим богатством и достоянием ингуши считают заслужить уважение в обществе.
В ингушском обществе человек не мыслит себя вне рода, фамилии, народа. «Чей ты сын (дочь)?» – спрашивают они обычно друг у друга. «Сын (дочь) такого отца иначе поступить не мог!» – говорят в качестве хорошей оценки. Образно о почтении сказал Ортега-и-Гассет: «Слава сына – лишь отражение; и действительно, наследственное благородство – нечто отраженное, как лунный свет… Единственно живое и динамичное в нем – это импульс, передаваемый потомку и побуждающий его сравняться с предком». Это обстоятельство обязывало каждого человека поддерживать авторитет фамилии через сохранение своей чести. Равно и за него несут моральную ответственность остальные представители фамилии.
Во все времена у ингушей существовал культ старших. Важную роль в отношениях старших и младших, в воспитании нравственных идеалов, принципов ненасилия играл личный пример. «Младшему не покажешь добрый пример – то и сам не жди от него почитания», – говорят в народе. При совершении неблаговидных поступков в обществе могут дать такую характеристику: «Делает то, чему научен по примеру». Негативные характеристики озвучиваются только в ситуации, если человек позволит себе отступить от этикета.
Осознанно создали ингуши систему таких культурных ценностей, которая не приемлет неличностей. В сознании ингуша заложен идеал, образец для подражания. Несоответствие ему вызывает массу порицаний в его сознании. Внутренний мир человека сильнее влияет на его поведение, чем внешняя среда.
В прошлом (да и сегодня), если кто-нибудь оставался сиротой (т. е. умирал его отец), обязанности по его воспитанию ложились на близких родственников отца и его фамилии. Если же не было согласия среди родственников и понимания ответственности (что было редким явлением), то сразу возникал вопрос: «У них что, в роду никого нет?» Ощущение невостребованности создает дискомфортное состояние души сироты. Это все равно, что сказать: никто не отвечает за его воспитанность, некому его ввести в общество, ничьим именем он не руководствуется. А между тем авторитет имени есть оценочная призма, через которую видится каждый человек. Это больше чем ответственность за свою семью. Это ответственность тех, кто находится рядом, внимание к тем, кто в этом нуждается. Это залог сохранения народа, понимание того, что должно быть сделано для сохранения самобытности. Не зря ингуши говорят: «Это не только мой сын: это сын моего рода!» (И. Базоркин). Данная установка – ответственность перед собой, своим родом и народом.
Свою индивидуальность ингуш обязан был подтягивать до моральных установок общества, которым обязан следовать каждый его представитель. Понятие «уйла – нигат ц1ена хила деза» – «иметь чистые мысли и намерения» – входит в кодекс ингушской чести и тем самым равен статусу этнической ценности, нравственного закона. Для ингушского кодекса чести традиционна установка – думать об этическом значении поступка. «Силовое поле» этических требований выводит любые проявления малодушия, горделивости за рамки достойного поведения.
Роль женщины в ингушской семье подчеркивается этикетом, который поднимает ее авторитет и значимость. Ее приветствуют стоя. Кричать и повышать голос на нее недостойно. Если мужчина оказывается попутчиком женщины в дороге, он обязан ее опекать, вблизи какого-либо опасного места – уступить ей более защищенную сторону. Следуя этикету, мужчина идет впереди женщины. У этого обычая древние корни. В старину на узкой горной тропе можно было встретить зверя, грабителя, кровного врага… Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Уважение к женщине воспитывается сызмала и начинается с уважения к матери, сестре, бабушке.
Особым почитанием пользуются у мужчин родственники жены. По отношению к теще он обязан соблюдать нравственные требования повышенного порядка. Ингушский зять не должен встречаться с тещей. Объяснений тому может быть несколько, но непременным является то, что нет нормы, посредством которой можно было бы проявить глубокое уважение и почтение к матери своей жены. Это высший статус в иерархии этикетных обязанностей. Однако зять обязан (в случае необходимости) оказывать ей всемерную поддержку и помощь. Бывают исключения из традиционных установок, когда теща общается с зятем. Это в случае, если дочь – единственный ее ребенок и если на то есть обоюдное согласие. Но инициатива на общение с зятем может исходить только из уст нана (тещи).
Традиция почитания женщины уходит в седую древность. Глубокий смысл мы видим в народной поговорке «Портится мужчина – портится семья, портится женщина – портится народ». Женщина-мать – наш первый воспитатель и друг. А если еще и учесть то, что значительная часть школьных преподавателей тоже женщины, то ее роль в сохранении народа значительно возрастает. Женщина является хранительницей семейного очага, национальных и культурных ценностей. Дарующая жизнь, заботящаяся о ее сохранении, она часто в ущерб личному благополучию живет заботой о детях. Только мудрая, защищенная, окруженная заботой и уважением женщина может воспитать достойных граждан общества.
Священным долгом для ингушей является гостеприимство. О щедрости и радушии ингушей писали многие кавказоведы. Для приема гостей у ингушей издревле существовало особое помещение – кунацкая. И сегодня в ингушских домах лучшим помещением является «хьаьша ц1а» (комната гостя). «Кто не привечает (любит) гостей, того Бог не любит», – говорят в народе. Уважительно относятся к семьям, в которых часто бывают гости. Отталкивающе звучит: «К ним мало кто в дом зайдет». Главной обязанностью хозяина, принявшего гостя, является защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны. Заботы гостя становятся заботами хозяев.
Гостя усаживают на почетное место, тогда как сами хозяева, в том числе и глава семьи, садятся не сразу, даже старейшина рода будет стараться сесть после гостя. Гостю принято дарить понравившуюся ему вещь, какой бы ценной она ни была. В прошлом в честь гостя устраивали танцы, играли на гармонике. Когда гость покидает дом, хозяева провожают его до ворот. «Пусть изобилие не покидает этот дом. Живите долго с миром», – желает гость, прощаясь.
Самобытность народа проявляется в повседневной практике, в наиболее типичных для него моделях поведения, в оригинальном образе мыслей. Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, обогащая его духовный мир. Культурные достижения общества, его исторический опыт, сохранившийся в общественной памяти, традиционные нравственные устои являются культурным наследием и имеют общечеловеческое значение. Вопрос преемственности между поколениями – это вопрос сохранения самобытности народа, культуры мира, согласия и духовности.

Зейнеп Дзарахова, доктор исторических наук

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить комментарий