Махачкала

«Это было невероятно! Край позитива и добра»

12:49  12.05.16

Дагестан – удивительная республика… Не только потому, что у нас много уникальных природных, культурно-исторических памятников, но и потому, что все это богатство не используется должным образом для развития туристической отрасли.

Если в прежние времена в Дагестан приезжали туристы со всего Советского Союза и не только, то сейчас их очень мало. Однако тот, кто хоть однажды побывает в Дагестане, получит массу положительных эмоций!
Один из таких путешественников – инженер из Москвы Дмитрий Терехов – рассказал о своих впечатлениях корреспонденту «Проджи».
– Сразу скажу – это было невероятно! Дагестан – это какое-то волшебное место, я как будто побывал в прекрасной сказке, где мне все рады и каждый новый день меня ждало знакомство с десятком замечательных людей и живописными пейзажами. В Дагестане я смог прикоснуться к бесконечной красоте гор, проникнувшись их величием, почувствовать необъятное пространство моря, а ночью раствориться в вечности звезд… Это те моменты, ради которых стоит жить!
– Как вы узнали о Дагестане и почему решили приехать к нам?
– На каком-то сайте в Интернете я случайно наткнулся на фотографии и описание заброшенного цеха завода «Дагдизель» в море недалеко от Каспийска. Учитывая интерес к подобным местам, а также малое количество похожих объектов, удачность расстояния от берега, позволяющую самостоятельно доплыть, мне захотелось обязательно его посетить. Когда стал изучать разнообразные материалы о Дагестане, выяснилось, что в республике полно всего интересного, поэтому я решил приехать сначала зимой, так сказать, на разведку, и если все сложится благополучно, то приехать еще и летом для полноценного путешествия.
– Что вас больше всего удивило в Дагестане?
– Приятно удивило, наверное, то, как все получилось. Когда зимой я ехал в первый раз, были какие-то опасения, а в итоге все сложилось просто фантастически. Конечно, перед поездкой я начитался рассказов о Дагестане, о безграничном гостеприимстве народа, но такого отношения не мог себе даже представить. Поистине, реальность куда интереснее и ярче любых фантазий, а его величество случай преподносит такие сценарии, которые невозможно спланировать и придумать самому!
После удачной поездки зимой я думал, что мне тогда просто очень повезло, но летом оказалось не хуже. Так что для Дагестана – это, наверное, закономерность. Прохожие на улице были готовы оказать любую помощь, угощали местными блюдами, фруктами, приглашали в гости и оставляли номер телефона на случай каких-то проблем, автомобилисты предлагали подвести… В общем, это какой-то край позитива и добра! Но чтобы к тебе хорошо относились, нужно и самому уважительно относиться к людям, традициям, истории и т. д., а не пользоваться гостеприимством и наглеть. Поэтому тут просто совпало одно с другим.
– Какие места вам удалось посетить в Дагестане за две ваши поездки – зимой и летом?
– Зимой мне удалось побывать в 4 городах (Махачкале, Каспийске, Кизилюрте, Дербенте), 2 поселках (Бавтугае и Дубках) и 5 селах (Гельбахе, Хрюге, Ахтах, Курукале, Гунибе). Больше всего мне тогда запомнилось, во-первых, посещение самой мощной на Северном Кавказе с самой высокой арочной плотиной в России Чиркейской ГЭС. Объект серьезно охраняется, и просто так туда не попасть, но благодаря удачному стечению обстоятельств это сделать удалось. Во-вторых – ахтынские приключения с задержкой пограничниками, знакомством с фотографами из села Хрюг и незапланированной поездкой к ним, встречей с главой сельского поселения Хрюг, поездкой с ним по самым красивым местам и в завершении дня – застольем. Ну, и в-третьих – гунибские приключения. Там произошла самая невероятная встреча с человеком, окончившим ту же самую кафедру с той же самой специализацией, что и я! Ладно было бы какое-то популярное направление, но это достаточно экзотическая и редкая специальность – в области плазменных двигателей и космических ядерных энергоустановок, и мы встретились в горном селе, в 170 км от Махачкалы! Неожиданно для меня была устроена встреча с десятиклассниками в местной школе. Оказалось, что школа носит имя Г. М. Фаталиева, занимавшегося физикой плазмы, и 21 января исполнялось 100 лет со дня его рождения.
7Летом каждый день моего пребывания в Дагестане был еще насыщенней! В первый день я посетил «Дагестанский заповедник», участок «Сарыкумские барханы». Бродил по нему до полтретьего ночи, так как очень увлекла ночная съемка. Во второй день я отправился в пос. Дубки, где днем прогулялся по плотине, поднялся на смотровую площадку, посмотрел на рыбное хозяйство и даже искупался в водохранилище. После решил поехать в Гуниб. Там я хотел добраться до ботанического сада РАН, поснимать на закате, а возвращаясь оттуда – ночью и на рассвете. Но возле села меня остановили две машины и предложили подвести. Как оказалось, из Волгограда приехал профессор ВолгГТУ с женой к родственникам из Гуниба, и они направлялись праздновать его день рождения. Так я попал с замечательной душевной компанией на кавказское застолье с шашлыком, шулюмом, игрой на баяне с распеванием песен. Когда все разъехались, я поднялся на самый верх, до края плато и по краю прошел до крепости Шамиля. Было тепло и безветренно, так что можно было спокойно лазить и наслаждаться окружающей красотой.
На следующий день мне предложили съездить в заброшенное старинное село Куллаб. Развалины действительно оказались очень живописными. Я долго бродил по селу и окрестностям, возвращаясь иногда в свое временное жилище для того, чтобы переждать дождь или перекусить. Утром я отправился в Хунзах, где быстро добрался до водопадов, посидел на краю обрыва – красота неописуемая!
В последний день моего пребывания в Дагестане я отправился в Каспийск. В Каспийске я увидел идеально ровное море – ни волн, ни ветра, и самое главное – работает прокат катамаранов! Невероятно: я понял, что смогу попасть на давно заброшенный цех в море. Такой подарок судьбы я не мог упустить! На пляже я нашел себе двух напарников – Курбана и Рамазана. Доплыли мы без приключений и очень быстро, минут за 40. Сделав круг вокруг цеха для осмотра, решили остановиться сбоку. Я ходил по развалинам заброшенного цеха, а Курбан тем временем занимался сбором меди, не упуская даже в такой обстановке возможности, как он говорил, «сделать деньгу». Поздно вечером я вернулся из Каспийска в Махачкалу, прогулялся по набережной озера Ак-Гель, по парку аттракционов, закупившись в магазине, пошел к морю и всю ночь просидел на берегу, впитывая окружающую атмосферу. После рассвета выдвинулся в сторону вокзала…
В общем, у меня столько впечатлений, что, кажется, в Дагестане прошла не неделя, а значительная часть моей жизни. По мотивам моих поездок можно было бы снять крутой приключенческий фильм. Я уезжал с невероятным чувством удовлетворения оттого, что получилось сделать не только все задуманное, а куда больше.
– Вы хотели бы приехать в Дагестан вновь, привести сюда друзей, знакомых?
– Я побывал во многих интересных местах Дагестана, где даже не каждый местный житель бывал, но при этом осталось еще немало мест, где я не был и которые хотелось бы посетить. Но в то же время очень много интересных мест и в других регионах нашей страны и вообще на Земле, где я тоже не был. Поэтому, несмотря на одни позитивные эмоции от поездок по Дагестану, в ближайшее время я вряд ли приеду. Хотя, кто знает, как сложится моя жизнь… Насчет друзей и близких тоже не могу точно сказать. Есть небольшое количество близких по духу людей, кому это, может быть, будет интересно.
– Как турист, с какими трудностями вы столкнулись в Дагестане? Что, по вашему мнению, нужно сделать для привлечения большего числа туристов в республику?
– До поездки сюда в первый раз были сложности с поиском информации о том, где можно остановиться, как и откуда доехать и т. п., но уже на месте все это было несложно узнать. Я все-таки не турист, а путешественник, мне важно было проникнуться атмосферой, почувствовать местный колорит, по-настоящему прожить это время, а не комфортно отдохнуть в отеле, где «все включено». Поэтому меня все устраивало. Другое дело, что если здесь жить постоянно, то видны проблемы и недостатки, с которыми нужно бороться. Я же воспринимал все как данность. Чтобы завлечь именно туристов, нужна соответствующая инфраструктура, чтобы в популярных и интересных местах было где остановиться, был организован досуг и какие-то экскурсии, походы и т. д. В принципе, в Дагестане это все есть, может быть, только не так хорошо развито. Основная проблема, я думаю, в недостатке информации и стереотипном негативном представлении людей о Дагестане в целом. Если удастся изменить эту информационную политику, у туристической отрасли Дагестана большое будущее.8

12:49  12.05.16

Комментариев пока нет, будьте первыми..