Махачкала

даргинцы

14:06  20.09.16
0
89

Даргинцы живут в основном в центральной части Дагестана – в Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском районах, а также в Ставропольском крае. В советское время часть даргинцев была переселена на равнину.

1Как писал профессор Расул Магомедов, исходной основой для общеэтнического названия «даргинцы» послужило название акушинского союза вольных обществ Акуша-Дарго. Петр Услар считал, что слово «Дарго» («Даргва») – не лингвистическое понятие, не относится к языку. Это общее название для нескольких бывших округов, которое, быть может, происходит от «дарг» – «внутренность». Действительно, в народном представлении самоназвание даргинцев связано с корнем «дарк» – «внутренность, нутро». В массовом сознании народа «Дарго» понимается как родина даргинцев, как сердцевина земли, а «даркан», «дарган» – как самоназвание даргинского народа.
На территории современного Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. Вместе с другими племенами Дагестана они входили в состав Кавказской Албании, а затем гуннского государства и Хазарского каганата. В VI-VII веках появляются первые письменные свидетельства о даргинских селениях Хайзан (Хайтак) и Зирихгеран (Кубачи). В VII веке на территорию Дагестана пришли арабы, упорное сопротивление которым оказали среди других даргинские владения Кайтаг и Шандан. В XIV веке в даргинских землях утвердился ислам.
Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Книга познания мира» и в комментариях к арабским рукописям. Даргинский этнос сформировался на узле торговых дорог, связывающих Нагорный Дагестан с внешним миром, поэтому у этого народа развиты ремесло и торговля. Первичными объединениями даргинцев стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население.
Общины даргинцев управлялись кадиями – представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Масламы. Но укрепление власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Дагестан пришел Тимур, который возвысил кадиев. Акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой даргинцев. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону. Кадии имелись также во всех даргинских союзах и в крупных обществах. Тяжбы, гражданские споры, уголовные дела решались по адату судьями из числа старейшин, дела, связанные с религией, с семейными отношениями, наследством, завещаниями, гражданскими исками, – кадием по шариату. Для решения важнейших вопросов, особенно войны и мира, союз Акуша-Дарго имел верховный орган – сход представителей союзов и селений, собиравшийся недалеко от Акуша на плато, получившем название «равнины схода». Кадий главного селения являлся и кадием своего союза и ему подчинялись кадии джамаатов – сельских территориальных общин, входивших в данный союз. Избирался кадий из числа лиц, известных своею ученостью, знанием Корана и исключительной нравственностью. Начиная с XVII века, начался процесс принятия российского подданства даргинскими владениями. Так, в 1633 году о подданстве России заявил уцмий Кайтагский, немного позже – некоторые союзы вольных обществ даргинцев. А с 1813 года по Гюлистанскому мирному договору с Ираном Дагестан, включая и все даргинские земли, вошел в состав России.
Основу социальной организации даргинцев составлял джамаат. Джамааты образовывали союзы сельских обществ. Большинство даргинцев входили в союз союзов общин Акуша-Дарго (союзы Акуша, Цудахар, Мекеги, Мути, Усиша, Урахи, Сирха). Часть даргинцев составляла уцмийство Кайтагское, а некоторые селения входили в Тарковское шамхальство (Губден, Кадар), Казикумухское ханство (Буркун-Дарго). Следует отметить, что большинство даргинцев составляло свободное крестьянство – уздени. В феодальных владениях сохранялось социальное неравенство – ханы, беки, духовенство, уздени, крепостные крестьяне, рабы. В общественной и семейной жизни даргинцев главную роль играли старшие мужчины. В соответствии с их адатами наследование шло только по мужской линии, женщины прав наследования не имели, однако по шариату женщинам полагалась половина от мужской доли наследства.
Антропологически даргинцы относятся к кавкасионскому типу, они входят в балкано-кавказскую расу большой европеоидной расы. Даргинский язык относится к нахско-дагестанской группе Северо-Кавказской семьи языков. Основные диалекты – акушинский, урахинский, муэринский, губденский, мекегинский, цудахарский, сирхинский, кадарский, чирагский, мегебский, кубачинский, хайдакский. Литературный язык основан на акушинском диалекте.
Основные занятия даргинцев – земледелие, скотоводство, домашние промыслы. Для даргинцев, как и для народов всего Дагестана, характерно развитое земледельческо-скотоводческое хозяйство, широкое распространение получили и ремесла. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев – мастеров кожевенно-шерстяных дел пользовались спросом у всех народов Дагестана и за его пределами. Даргинки же занимались обработкой шерсти и производством сукна, паласов, широко известны их прекрасные кайтагские вышивки.

14:06  20.09.16
0
89

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *